Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Поток чистого милосердия

Отложить Отложено

 

Взгляни на наши страдания,

И заступись за нас,

И освободи нас в скором времени,

Ради Имени своего!

Ведь Ты – Великий Избавитель!

Благословен Ты, Г-сподь, избавитель Израиля!

 

Если три первых и три последних из "Восемнадцати благословений" – восхваления и благодарность Творцу, то все остальные – просьбы.

Их можно разделить на четыре группы.

Первые три: о Знании, Прощении и Раскаянии - относятся к духовности - сфере, куда уходят корни всех бед. Обретя Знание, Вернувшись на путь Всевышнего и получив Прощение, мы решили бы все проблемы.

И всё же, три следующие просьбы - из области материального. Но почему? Если материальные трудности служат исправлению духовного, почему мы просим избавить от них? Если наша цель - приблизиться к Всевышнему, разве не достаточно первых, "духовных",  просьб?

Влияние Творца на мир осуществляется по двум «каналам». Первый из них напрямую связан с нашими поступками и исполнением заповедей. Правильный выбор влечёт за собой награду, а пренебрежение желанием Всевышнего неизбежно наказывается.

Но второй «канал» - поток чистого Милосердия, не зависящего от нашего умения выбрать между «добром и злом».

Всевышний не просто наказывает и награждает. Он ведёт Нас, иногда помимо нашей воли, к намеченной цели, - исправлению Мира, чтобы оделить каждого абсолютным Благом. Просьбы о нуждах этого мира исходят из нашего несовершенства. Более того, мы порою просто не достойны просимого. И тем не менее, должны взывать к Его неограниченному Милосердию.

Первая из просьб - об освобождении. Не о Великом грядущем Освобождении эпохи Мошиаха, - об этом дальше-  но, по словам РаШИ[1], спасении от несчастий, как переживаемых народом Израиля в целом, так и бед, приходящих к каждому из нас по отдельности.

Мы просим Всевышнего "взглянуть" на наши теперешние страдания. Но разве Он не видит и не чувствует их больше, чем мы сами?

Этот парадокс разъяснён Рамхалем в книге «Даас твунот».

Есть два состояния мира. Сокрытие и Открытие "лица" Всевышнего.

Сокрытие – когда нам кажется, что Всевышний "не видит", Всевышний "не знает". Но мы-то знаем, что Он «видит». «Взгляни на наши страдания» - призыв к Всевышнему управлять этим миром так, чтобы всем, - и нам, и нашим врагам, - стало очевидно: Всевышний видит и чувствует каждую нашу беду. Сокрытие Лица было в Египте. То есть, казалось, что Всевышний "закрыл глаза" на страдания народа. Когда начался Исход, евреи находились на самой низкой из духовных ступеней. Ангелы, руководствуясь Мерой Суда, кричали: "Почему их выводят из Египта? Разве они достойны?!" Но наступил час Раскрытия Лица. Мера Правосудия отступила, и вспыхнул свет Милосердия

Чем яснее человек ощущает добро Всевышнего, тем вероятней  сможет открыть ворота Милосердия, возвышающиеся над принципом Награды и Наказания.

 

Взгляни на наши страдания

ראה בעניינ

Дай знать нам, что Ты видишь несчастья наши, и что спасение близко!

 

И заступись за нас

וריבה ריבנו

Если беды исходят от неевреев, значит Народ Израиля ещё далёк от совершенства.  Наше духовное состояние не позволяет справиться с врагом. Мера Правосудия не допускает нашей победы. Только обращение к Милосердию Всевышнего может помочь. Только Б-г, не смотря ни на что, может заступиться за нас.

 

И освободи нас в скором времени

וגאלנו מהרה

Мы знаем, беды Народа Израиля преходящи. Это нам обещано. Мы просим ускорить исполнение этого обещания.

           

Ради Имени Твоего                  

למען שמך

Бедственное положение евреев - осквернение Имени Б-га. Избранный Всевышним народ выглядит несчастным, покинутым племенем, словно некому за него вступиться. Пусть даже мы не достойны, всё же просим спасти нас, ради Имени Творца, чтобы народы Мира воочию увидали -  Кто является нашим защитником…

 

Ведь Ты – Великий Избавитель

כי גואל חזק אתה

Пусть все обвинители кричат: «Им не положено!», Всевышний затыкает им рты и Милосердием приводит избавление.

 

Благословен Ты, Г-сподь, избавитель Израиля!

ברוך אתה ה',  גואל ישראל

Ежедневные козни врагов - наша общая боль. Мы утешаемся знанием: «Всевышний не отвернулся от нас. Он каждый день, каждый час спасает от притеснителей и готовит полное Избавление.

 

Нет нужды далеко ходить, чтобы отыскать образ, вызывающий сострадание к бедствиям Народа Израиля. Эти бедствия у нас перед глазами. По словам Мудрецов[2], еврейский народ, как одна овца среди семидесяти волков. Мы живём в эпоху «волков». Каждый из нас молитвой вносит свою лепту в спасение от врагов.

 

По лекциям раби Давид Штайнойза, на основе перевода Ривки Клейман. Редактор Рахель Малка Лифшиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

[1]  Мегила,17,2

 

[2] Мидраш Раба, Эстер: 10 - 11

Теги: Тайна восемнадцати благословений