Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В чём состоит раскаяние? Грешник оставляет свой грех и удаляет его из мыслей, и принимает в сердце решение не принимать более греха, как сказано: “Да оставит грешник путь свой и преступный человек — замыслы свои” (Йешаягу 55, 7)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 2
Тема

Рашбам

Рашбамраби Шмуэль бар Меир, выдающийся еврейский мудрец и раввин, комментатор Писания и Талмуда, один из авторов комментария Тосафот. Был внуком Раши. Годы жизни Рашбама: ок.4840-4918 (ок.1080-1158) гг.

Раби Шмуэль был первенцем средней дочери Раши Йохевед. Учился у Раши и у своего отца, р. Меира бар Шмуэля, одного из первых баалей Тосафот (авторов Тосафот).

Братом Рашбама был другой известный автор Тосафот — рабейну Там (раби Яаков бар Меир).

Жил в Труа, родном городе Раши; значительный период жизни провел в Париже.

Следуя примеру своего великого деда, Рашбам составил комментарий на Тору и на целый ряд трактатов Талмуда. Его комментарий на Тору более определенен и однозначен, чем комментарий Раши: по каждому вопросу он, как правило, приводит лишь одно мнение. В то же время, его толкования на Талмуд значительно более подробны и разработаны, чем лаконичные объяснения Раши.

Большинство его комментариев к Талмуду не сохранилось. Но в трактате Бава батра, работу над которым Раши не успел завершить, комментарии Рашбама печатаются рядом с текстом Талмуда. На странице 29а сказано: «До этого места — комментарий Раши, благословенна память о праведнике. Здесь Раши умер. Далее и до конца трактата — комментарий рабейну Шмуэля бар Меира».

В старинном свитке, написанном рукой великого кабалиста раби Хаима Виталя рассказывается, что Раши через некоторое время после смерти явился во время сна к своему внуку р. Шмуэлю (Рашбаму), разбудил его и велел омыть руки, а затем обучил его тому, как произносится сокровенное Имя Б-га, сказав: «Всему я обучил тебя, пока был жив, кроме этого». Рабейну Хида, обнаруживший процитированную рукопись, поясняет: «Раши не желал передать сокровенное знание до тех пор, пока не получил на это дозволение в Будущем мире, где ему было открыто, что Рашбам достоин этого знания, дающего ключ к тайнам практической кабалы». (см. Праким бетолдот Исраэль).

Выводить материалы