Темы: Ришоним, Броха Губерман, Раши, Тосафот, Рашбам, Биографии раввинов, Комментарии
Рав Шмуэль бар Меир (известный как Рашбам) — один из четырех сыновей ученика великого Раши раби Меира и его дочери Йохевед. Он и все его братья: раби Яаков, раби Ицхак и раби Шломо — стали знатоками Торы и великими учителями еврейского народа.
Рашбам родился около 1085 года во Франции в городе Рамерю, расположенном близ Труа. Он изучал Тору еще у своего великого деда Раши.
Рашбам был одним из выдающихся еврейских мудрецов Франции этого времени и известным тосафистом. Главное письменное наследие Рашбама, а так же нескольких поколений их последователей — «Тосафот» («дополнения»). Это особый вид комментария к Талмуду, названный так, поскольку представляет собой дополнения к основному комментарию Раши.
Аналитический метод комментария, используемый тосафистами, служит дополнением к полученной от прошлых поколений традиции.
Одна из первых серьезных работ Рашбама — его комментарий к книге «Шир а-Ширим» («Песня Песней»), объясняющий аллегории этого созданного царем Шломо диалога между Вс-вышним и еврейским народом Он завершил также неоконченное толкование Раши к талмудическому трактату Бава Батра, написал комментарий к последней главе трактата Песахим. Его комментарии к Талмуду были более распространенными, чем у Раши, но в комментариях к Торе его отличает краткость. Он удовлетворяется объяснением простого смысла стиха, принимая во внимание, что агадот и толкования наших мудрецов непревзойденно разъяснены его дедом. Принимая или отвергая какое-нибудь толкование, Рашбам всегда мотивирует это коротко и ясно. Наиболее радикальным является Рашбам в толкованиях к «Коэлет» («Экклезиаст»), где, по его мнению, слова «суета сует» внесены редактором, а не автором произведения; редактору же книга обязана вообще своей нынешней формой.
В своих комментариях Рашбам стремился упростить толкование и исследовать внутренний смысл текста, сохраняя в то же время традиционное толкование, в тех случаях, когда оно согласуется с буквальным смыслом; а также доказать связь, существующую между стихами, которые на первый взгляд лишены этого.
Рашбам писал: «Все любящие чисто разумное должны всегда проникаться учением наших мудрецов, говорящих, что библейский стих, несмотря на агадические толкования талмудистов, никогда не утрачивает своего простого смысла. Но вследствие выраженного ими мнения, что наиболее достойным занятием человека является изучение Талмуда, комментаторы потеряли способность толковать библейские стихи согласно их простому смыслу. Даже мой дед р. Шломо (Раши) был приверженцем этой школы. У меня был спор с ним по этому поводу, и он согласился, что ему следовало бы пересмотреть свои комментарии, если бы он имел на то время».
Вместе с рабейну Тамом Рашбам возглавил съезд выдающихся знатоков Торы. На нем были приняты важные постановления, целью которых было укрепление автономии еврейских общин. Были введены некоторые установления, касающиеся жизни семьи. Например, мужу запрещалось оставлять свой дом на срок более полутора лет.
Во времена кровавых наветов и фанатичной разнузданности несоблюдение еврейских законов и обычаев могло привести к новым бедам и несчастьям. На съезде мудрецы постановили также отлучать от общины доносчиков и евреев, восстанавливающих иноверцев против своих собратьев. Запрещено было предоставлять еврею власть над своими собратьями, чтобы у него не было искушения использовать эти возможности против своего народа.
Рашбам умер около 1174 года.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу Тазриа
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ни одна часть Б-жественного Закона не может служить столь действенно для развенчания иллюзии относительно «гигиенических целей Моисеева законодательства», как эта глава
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника "Тора на все времена"
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Вступая в брак из высших соображений — ради деторождения, женщина имеет равные заслуги с мужчиной. Умной женщине рекомендуется уступить главенство супругу.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Глава «Тазриа» содержит законы, определяющие состояние ритуальной нечистоты у людей и вещей, вызванное родами и болезнью цараат (в переводе — проказа; особая болезнь, не тождественная той, что называют проказой в наше время).
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы