Я спрашивал многих равов и других священнослужителей, в чем подобие человека Б-гу...26 августа 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Меня много лет интересует сложный вопрос. В главе «Берешит» сказано, что дух бога летал над бездной и он сотворил человека по своему подобию. За свою долгую жизнь я спрашивал многих равов и других священнослужителей, в чем подобие человека богу. Ведь человек существо, а бог дух. Пока я не получил четкого ответа на этот вопрос, хотя этот ответ четко написан в Торе. Хочется знать Ваше мнение. Биньямин Читать дальше |
|
Откуда евреи знают как им жить и что делать, есть ли какие-нибудь книги об этом?18 августа 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Очень интересно: откуда евреи знают как им жить и что делать, есть ли какие-нибудь книги об этом? Читать дальше |
|
Даже если праведник преследует нечестивого, Б-г взыщет за преследуемого?15 августа 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Хотелось с вашей помощью прояснить один момент. В человеке есть склонность сочувствовать слабому, зачастую не разбираясь, прав он или нет. Мы часто видим, что в противостоянии слабого сильному общественное мнение, не вдаваясь в подробности, на стороне слабого. Раньше мне казалось, что это проявление поверхностного взгляда на вещи, но теперь я не так в этом уверен. В Коэлет (3:15) сказано: «…и Б-г взыщет за преследуемого». Есть мидраш, где рав Уна от имени рава Йосефа говорит, что это правило работает всегда и во всех случаях: даже если праведник преследует нечестивого — Б-г взыщет за преследуемого. С другой стороны, царь Давид в Теилим (18:38) говорит: «Преследую я врагов моих, и настигаю их, и не возвращусь, пока не уничтожу их». Как понимать это, казалось бы, противоречие? И поверхностная ли эта солидарность со слабым в противостоянии сильному или наоборот — глубинная? Спасибо. Илья Читать дальше |
|
Каких трех грехов не может избежать ни один человек?25 июля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Какие три греха приведены в Талмуде, которых не может избежать ни один человек? Помню, что первое — злословие, а вот какие еще два? Заранее благодарна, Эль-Эдит Читать дальше |
|
Чем бык — «пар» отличается от быка — «бакара»?17 июля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В нашей недельной главе перечисляются животные: быки (бакар, пар, эгель и др.), овцы (рахель, аиль, кевес, кесев и др.) и другие. В каких случаях какое название на иврите правильно использовать? Помогите, пожалуйста, разобраться. Спасибо Вам за Ваш прекрасный духовный труд. С уважением, Виктор Читать дальше |
|
Чем Тора отличается от Библии?9 июля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я изучаю Библию, Старый завет — Бытие, и хочу понять, откуда появилось разночтение Торы, ведь Старый завет — это же то же «Пятикнижие». Откуда взялась Библия и ее все нынешние переводы? Где есть взаимосвязь Торы и Библии? Понимание их различия, взаимосвязи, истинности и т.д. С. Читать дальше |
|
«Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла». Что это значит?26 июня 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, пожалуйста, что означают слова в Псалме 118: «Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла»? Сергей Читать дальше |
|
Трое вопиют и не получают ответа. Один — над которым властвует жена. А другие двое?19 июня 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, Рав! Сказали мудрецы (Бава меция 75): «Трое вопиют и не получают ответа, и один из них — тот, над кем властвует жена». Расcкажите, пожалуйста, кто оставшиеся двое и почему именно эти трое не получают ответ (т.е. чем хуже эти трое, чем, например, остальные люди, обладающие другими негативными качествами)? Что подразумевается под получением ответа в данном случае? В. Читать дальше |
|
Почему эпоха Машиаха представлена вами в таком виде?3 июня 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Хотел бы задать Вам несколько вопросов, первый это: в молитве Амида есть такие строки в самом начале: «…и по любви приводит избавителя к сыновьям их сыновей ради Имени Своего». Почему сказано «приводит», а не «приведет»? И второй вопрос: на Вашем сайте есть такая цитата: «В дни Машиаха мир будет отличаться от нынешнего лишь тем, что нееврейские царства не будут господствовать над Израилем» Вавилонский Талмуд, Трактат Брахот 34 б. Почему эпоха Машиаха представлена Вами в таком виде? Из прочитанного мною, перемены, которые произойдут в данную эпоху, должны быть намного масштабнее. Дай Б-г увидеть нам эти перемены своими глазами. Заранее благодарю за внимание и ответ. Андрей, г. Тамбов Читать дальше |
|
Яаков был наказан за то, что состарился?7 мая 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав. У меня вопрос об Яакове. Почему Всевышний наказал его на 33 года? Даже суть не в том, что на 33, а в том, что наказал. В Мидраше, как я понял, есть такой эпизод: Тогда фараон спросил Яакова, сколько ему лет. — Мне всего лишь сто тридцать лет, — ответил Яаков. — Но дни моей жизни были полны горя и тревог. Не был я счастлив в жизни, в отличие от моих праотцев. Услышав такие слова, фараон и Ог поняли, что перед ними действительно не Авраам. В дальнейшем Ашем порицал Яакова: «Ты пожаловался на несчастья, которые обрушились на тебя в твоей жизни. Разве Я не спас тебя от рук Лавана и Эсава? Разве Я не вернул тебе Дину и Йосефа? Как же ты можешь жаловаться и сетовать на свою жизнь? За это Я сокращу годы твоей жизни». Вместо того чтобы дожить до ста восьмидесяти лет, как его отец Ицхак, Яаков умер в сто сорок семь лет, то есть на тридцать три года раньше срока. Наказание было суровым: за каждую букву жалобы Ашем лишил Яакова одного года жизни. В книге «Беседы об этике» р. Хаима Шмулевича об этом сказано: Человек, который огорчается по любому поводу и жалуется на свою жизнь, не видит и не ощущает безмерности блага, дарованного ему. Это о нем говорится в Писании: «Человек, не чувствующий бесценного, уподобится скоту» (Теилим 49). Это значит, что человек, живущий приземленной жизнью, не ощущает в полной мере, какой ценностью он обладает. И более того, если человек не ценит, как должно, счастье бытия, он может и вовсе лишиться жизни. Пример этому мы находим в Мидраше на недельную главу Ваигаш (см. выше)… Было произнесено тридцать три слова, и ровно на тридцать три года жизнь Яакова короче жизни Ицхака. Мы не можем постичь сути этого счета, предъявленного Всевышним. Но благословенной памяти Мудрецы наши поясняют, что все, что происходило с нашими праотцами, — это урок для нас… Множество тягот и бед выпало на долю Яакова — вражда с Эсавом, служба у Лавана, потеря Дины и Йосефа, — но в конце жизни Всевышний вернул ему всё потерянное. И, несмотря на это, Яаков пожаловался Фараону, что недолгой и трудной была его жизнь. За это ему пришлось ответить по самому суровому счету, и за каждое слово он поплатился годом жизни… Более того, в счет 33 лет, на которые была сокращена его жизнь, включены и 8 лет за 8 слов, сказанных Фараоном: «И сказал Фараон Яакову: Сколько лет жизни твоей?» Почему же и это было вменено Яакову в вину, и почему он был наказан за слова, сказанные Фараоном? В комментарии Баалей а-Тосафот поясняется, что Яаков предстал перед Фараоном седым старцем. Потому-то и задал тот свой вопрос. И что же ответил Яаков? — «Немногочисленны мои годы, но трудно протекала жизнь моя, и вот одолела меня старость…» Такое же объяснение мы находим у Рамбана. Теперь нам понятно, почему Яаков был наказан за слова Фараона. Если бы Яаков более спокойно относился к своим бедам и не горевал так сильно, то не «одолела» бы его старость, и, вероятно, не стал бы тогда Фараон спрашивать его о возрасте. Вот почему Яаков наказан за слова, которые произнес Фараон. Не совсем согласен с р. Хаимом Шмулевичем, что не пришла бы старость. Старость ко всем приходит, независимо от того, хотим мы этого или не хотим. Вопрос всё же в наказании, столь суровом. Это потому, что Яаков не оценил того, что Всевышний в конце концов вернул всё то, чего лишил его прежде? В связи с этим практический вопрос: можно ли роптать на свою жизнь? Или будет то же, что в случае с Яаковым? Является ли грехом ропот на свою жизнь? Заранее благодарю за ответ. Святослав Читать дальше |
|
Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа?22 апреля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав! Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа? Ведь были не менее достойные кандидатуры: Пинхас, Отниэль, которые, по некоторым мнениям, превосходили Йеошуа в учености и знании Торы. С уважением, Н. Читать дальше |
|
Какой был исторический ход событий во время исхода из Египта?11 апреля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Меня зовут Саша. Мне бы хотелось узнать подробно об исторический ход событий во время исхода из Египта и попадания в него, с привязкой к датам современного летосчисления. Где об этом можно прочесть на вашем (или другом сайте) А также причины попадания в рабство. Насколько мне известно - из-за голода. Так ли это? Можно на иврите. Заранее благодарен Читать дальше |
|
Довольствующийся обретенным выше, чем богобоязненный?31 марта 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Объясните, пожалуйста, это высказывание: «Довольствующийся обретённым — выше, чем б-гобоязненный» (Талмуд, Брахот 8а). Сергей Читать дальше |
|
Всевышний разрешает лгать?26 марта 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый Рав. Хотел бы у вас узнать такой вопрос. В книге Мелахим I есть такие слова: «И сказал (Михайеу): итак, внимай слову Г-сподню: видел я Г-спода, сидевшего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, справа и слева от Него. И сказал Г-сподь: кто бы уговорил Ахава, чтобы он поднялся и пал в Рамоте Гиладском? И один говорил так, а другой говорил иначе. И выступил дух, и стал пред Господом, и сказал: я уговорю его. И сказал ему Г-сподь: как? И он сказал: я выйду и стану духом лживым в устах всех пророков его. И сказал Он: ты уговоришь и преуспеешь в этом; выйди и сделай так. И вот, теперь вселил Г-сподь духа лжи в уста всех этих твоих пророков; а Г-сподь изрек о тебе недоброе» (Мелахим I 22:19-23). Я так полагаю, дух, который спрашивал у Всевышнего разрешить «солгать», это был ангел? Но Всевышний ведь разрешил сделать это. В результате чего Ахав не послушал Михайеу, приняв совет лживых пророков, и погиб в сражении. Вопрос такой: Всевышний разрешает лгать? Святослав Читать дальше |
|
Враги человеку домашние его?13 марта 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый Рав. Хотел бы задать вопрос по книге Михи. А именно, можно ли буквально понимать его слова: «Враги человеку домашние его» (Миха 7:6). Применимы ли они к настоящему времени? И можно ли ими руководствоваться по жизни? Или эти слова показывают лишь личный жизненный опыт пророка Михи, имевшего непростые отношения, как я понял, с женой, т.к. написано: «…от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих» (Миха 7:5), и далее: «Не радуйся из-за меня, неприятельница моя: хотя упал я, но встану, хотя сижу во мраке, Г-сподь — свет для меня» (Миха 7:8). Что говорит по этому поводу Талмуд? Описывает ли как-то этот эпизод из ТаНаХа? Святослав Читать дальше |
|
Всевышний заключил с Аароном и его потомками союз — вечный, как соль. Почему именно соль?6 марта 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Читал книгу Бымидбар (Тора, перевод с издания Сончино): 19 ВСЯКИЕ ПРИНОШЕНИЯ СВЯТЫНЬ, КОТОРЫЕ ПРИНОСЯТ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ БОГУ, ДАЮ Я ТЕБЕ, И СЫНОВЬЯМ ТВОИМ, И ДОЧЕРЯМ ТВОИМ С ТОБОЮ, В ВЕЧНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ, СОЮЗ, ВЕЧНЫЙ КАК СОЛЬ, ЭТО ПРЕД БОГОМ ДЛЯ ТЕБЯ И ДЛЯ ПОТОМСТВА ТВОЕГО С ТОБОЙ. Меня заинтересовало место, где Всевышний установил ВЕЧНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ, СОЮЗ, ВЕЧНЫЙ КАК СОЛЬ. Вопрос: почему СОЛЬ, а не другое вещество? И как это применимо с нашей стороны на практике? Имеет ли это какую-то связь с женой Лота, т.к. она тоже была превращена в СОЛЯНОЙ СТОЛБ, и почему в СОЛЯНОЙ, а не в скалу или еще что-нибудь? С уважением, Эдуард Читать дальше |
|
Что такое «узел жизни»?18 февраля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, скажите, пожалуйста, что такое «узел жизни»? Сокращение на могильных плитах тав-нун-цадик-бэт-эй — тийе нишмато црура бэ-црор а-хаим («Да будет его душа завязана в узле жизни»). Спасибо! Моше Читать дальше |
|
Есть ли в еврейской традиции мифические существа?5 февраля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, мне 17, и, возможно, мой вопрос покажется детским, но хотелось бы знать, есть ли в еврейской традиции, так сказать, мифические существа. Я знаю, что во многих других странах и культурах много всяких существ (те же драконы), а вот как и что сказано про это в Торе, я не знаю. И если да, то где и откуда можно про них узнать? Георгий Читать дальше |
|
Великаны — потомки Ноаха?30 января 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. У меня возник вопрос по главе Ноах. Если Всевышний уничтожил все дышащее, кроме Ноаха и его семьи, откуда позже появились Анаким (великаны)? Значит ли это, что они его потомки? Я слышал агаду, что кто-то из великанов ухватился за ковчег и потому выжил. Но ведь это не соответствует пшату (простому смыслу текста). Так какой ответ на этот вопрос? А то мне как-то не по себе. Спасибо! S. Читать дальше |
|
Илия-пророк бросил на Елисея милоть свою... Что означал этот древний обычай?23 января 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Доброго времени суток! В 3-ей книге Царств 19, 19 описан эпизод, как Илия «бросил на него (Елисея) милоть свою», как бы призывая его. Можно поподробнее об этом древнем обычае (жесте)? Спасибо! М. Читать дальше |
|
Если все предопределено, как бы Адам мог избежать грехопадения, не нарушив общего сценария?16 января 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Если во время Творения Всевышний смотрел в Тору, то как бы Адам смог избежать грехопадения, не нарушив общего сценария? Можно ли назвать грехом поступок, совершаемый, когда выбора нет, когда то, что должно или не должно произойти, уже произошло? Спасибо. С уважением, А. Читать дальше |
|
После грехопадения Б-г одел Адама и Еву в кожаные одежды. Он Сам убил животное и снял шкуру?1 января 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Написано, что после грехопадения Б-г одел Адама и Еву в кожаные одежды. Он Сам убил животное и снял с него шкуру? Или как это было? Роман Читать дальше |
|
Откуда взялись ангелы? В Торе нет упоминания об их сотворении...23 декабря 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Прочла в одном из ответов, что ангелы присутствовали при сотворении человека. Но ни в одном из описаний 7 дней творения в главе Брешит нет упоминания о сотворении ангелов. Откуда взялись ангелы? Татьяна Читать дальше |
|
Евромайдан. Кого выбрать бедному еврею?17 декабря 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, рабби! Ситуация с ЕС и Украиной и отношение к ней еврейства перевернуло внутренний мир. Я не всегда была человеком терпимым, любовь ко всем людям, уважение к их правам и свободам — это результаты душевной борьбы. Себя позиционирую как либералку, весьма уважаю Зап. Европу, и когда в новостях затрагивали темы об интеграции, была всеми руками «за». А потом состоялась переписка с неевреем — умеренным русским националистом и евреем-консерватором, которые оба утверждали одно: ЕС — это зло, Европа как оплот толерантности, либерализма — это гибель человечества. Акцент делался на прошлое: как в Европе уничтожали евреев, и на настоящее, например, дикий рост национализма в странах Европы. И вроде бы они правы, и часто свобода, которую нам предоставляют, для нас же губительна, та же свобода вероисповедания может грозить отходом евреев от иудаизма. Но с другой стороны — эта терпимость, предпочтение либеральных идей другим для меня были оплотом человечности, именно эти идеи в светской жизни помогали мне остаться Человеком. Я запуталась. Оставаться на волне терпимости или же принять менее терпимых консерваторов, у которых больше шансов на сохранение равновесия, как религиозного, так и национального в этом мире? Заранее спасибо. А. Читать дальше |
|
Начал читать пророка Малахи и сразу наткнулся на странное место...9 декабря 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, начал читать пророка Малахи и сразу наткнулся на странное место: «Ибо от восхода солнца и до заката его велико имя Мое среди народов, и в каждом месте воскурено, и принесена (жертва) имени Моему, и дар чистый, ибо велико имя Мое среди народов, сказал Г-сподь Ц-ваот» (1:11). Как толкуются эти слова? Какие воскурения и жертвы как чистый дар (??) принимает Всевышний среди народов? Эти приношения среди народов, по слову пророка, существовали в то время, когда совершались Храмовые приношения, которые Вс-вышний назвал (на тот момент) неугодными Ему, потому что приносилось «награбленное, и хромое, и больное». Т.е. какие-то воскурения и жертвы Вс-вышний принимал не в Храме Йерушалаима, а «в каждом месте» среди народов? О чём здесь говорит пророк? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Кому предлагалось «сотворить человека»?4 декабря 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Можно ли задать два вопроса по Священному Писанию? 1. В первой книге Быт. в начале пишется, что Бог все творил как бы кратко. И слово Бог используется под Благословенным Именем Элохим (в оригинале). Во второй главе, когда описывается творение более подробно, используются два слова Господь Бог, Под Святым и Благословенным именем Иегова Элохим. Как это? И также сказано под этими двумя Именами «Сотворим человека…» (множественное число). Александр Читать дальше |
|
На каком языке написана Тора сейчас?27 ноября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, скажите, пожалуйста, на каком языке написана Тора сейчас? Я слышала, что изначально Тора была написана на древнееврейском языке и он отличается от теперешнего иврита, правда ли это? И есть ли оригинал Торы на истинном языке? Если да, то в связи с чем произошли перемены в языке и считается ли теперешний перевод Торы Святым языком, и как это понять? Спасибо, с уважением, Анастасия Читать дальше |
|
Неужели Б-г может оставить народ Свой?19 ноября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! В главе Ваеце есть такие слова, которые произнес Б-г в пророческом сне Яакову: «Ибо Я тебя не оставлю, пока не сделаю того, что Я говорил о тебе» (Бэрейшит 28, 15). Хотел бы спросить, неужели Б-г может оставить народ Свой, потомков Авраама, Ицхака и Яакова? Ведь Б-г заключил вечный завет с Исраэлем. Заранее благодарю за ответ. Андрей, Тамбов Читать дальше |
|
Не опасно ли молиться о том, чтобы исчезли грехи?11 ноября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я как-то прочитала, что надо молиться, чтобы исчезли грехи — а не грешники. В тот момент мне показалось: было бы здорово увидеть то время. Все люди станут совершенными праведниками… Но потом стало страшно. Ведь каждая заповедь соответствует какому-то нашему органу. Если человек нарушает какую-либо заповедь, возможна болезнь соответствующего органа. А если не будет грехов, так ведь и органы исчезнут? Почему подумала именно о таком исходе? Дело в том, что неоднократно Ашем исполнял мои молитвы, но как? Надо быть очень корректным в просьбе, иначе получишь и то, чего не просил. Это как в главе про слугу Авраама, Элиэзера. Он сказал: первая девушка, которая сделает то-то и то-то, будет женой Ицхаку. Но это могла быть девушка слепая, хромая, не дай Б-г. И лишь в заслугу Авраама Ашем прислал Ривку к колодцу. Так о чем просить? Что нас ожидает? Й. М. Читать дальше |
|
Почему Авраам не взял трофеев на войне с четырьмя царями, но взял подарки от фараона и Авимелеха?4 ноября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, почему Авраам не взял ничего из трофеев войны с 4 царями и заслужил одобрение Всевышнего, но взял подарки от фараона и от Авимелеха? Почему в том случае нет, а в этих да, в чем принципиальная разница между ними? Бениамин Читать дальше |
|
Раз Всевышний допустил убийство Эвеля, значит, тот был в чем-то виновен? В чем?29 октября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте уважаемый. У меня возник вопрос, буду очень признателен, если вы мне поможете с ответом. Как известно из Бава Батра 17а, 4 человека умерли без вины — исключительно потому, что смерть является неотъемлемым атрибутом для всех потомков Адама после грехопадения. Эти праведники: Биньямин, сын Яакова, Амрам, отец Моше, Ишай, отец царя Давида, и Килав, сын Давида. Известно также, что Эвель был убит своим братом Каином. Также нам известно, что Всевышний — Справедливый Судья, Истинный Судья. И, например, если свидетель ошибся и человеческий суд казнил кого-то несправедливо, то мы знаем: если Создатель допустил, значит, казнённый был всё же виноват и получил наказание. Так вот, вопрос/-ы: в чём согрешил, провинился Эвель? Может ли это быть объяснено тем, что Эвель был близок по родству к Адаму и поэтому умер без вины? Но тогда он должен был быть упомянутым среди праведников в Бава Батра? Спасибо большое, Виктор Читать дальше |
|
Почему Авраам выдал Сару за свою сестру? Ведь она была его племянницей...25 октября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, скажите, почему по пшату (простому смыслу текста) Сарай является племянницей Авраама, но он выдает ее за сестру? С. Читать дальше |
|
Талмуд запрещает делать людям добро, если оно не будет оценено?4 октября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Помогите понять. Раши говорит о том, что Вс-вышний не посылал дождь на землю, поскольку не был создан Адам, способный оценить добро, приносимое дождями (и что не было смысла посылать дожди созданию, понимающему добро дождей, но отказывающемуся попросить о них). Из этих слов Раши Маараль учит, что нельзя делать добро человеку, который не понимает и не может оценить этого добра (что ему делают добро). И я в недоумении: неужели я должен всегда пытаться определить, поймут моё добро или нет? И, если вижу, что по достоинству моё добро не оценят или понимают моё добро, но не благодарят, то Маараль запрещает мне его делать (?). Однако знаю, что Вс-вышний делает нам добро (и делает постоянно), хотя мы это добро очень часто не видим, не понимаем, не можем оценить и поблагодарить. И даже, когда мы понимаем добро, но остаёмся неблагодарными (!). Разве не должны мы уподобляться Вс-вышнему в делании добра, вне зависимости от того, поймут, оценят, поблагодарят или нет? С уважением, М. Читать дальше |
|
Чьи ноги встанут на Масличной горе?2 сентября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Чьи ноги встанут на Масличной горе? Насколько мне известно, в иудаизме считается, что Машиах придет на гору Азэйтим, согласно пророчеству: «И выйдет Г-сподь, и сразится с народами теми, как в день, когда сражался Он, в день битвы. И стоять будут ноги Его в день тот на Ар Азэйтим, что пред Йерушалаимом, с востока; и расколется Ар Азэйтим пополам (с середины) — на запад и на восток, и (появится) весьма большая долина, и отодвинется половина горы к северу, и половина ее — к югу» (Захария 14:3,4). Но ведь в этом отрывке прямым текстом идет речь о Б-ге, а не о Машиахе, т.к. употребляется четырехбуквенное имя Б-жье. Мне непонятно, почему иудаизм толкует этот отрывок как мессианский. Поясните, пожалуйста, как это согласуется в иудаизме? Если уже есть ответ от какого-либо уважаемого раввина, то буду признателен, если дадите ссылку или назовете имя раввина, т.к. самостоятельно я ничего не нашел. Рустам Читать дальше |
|
Можно ли радоваться собственным добрым делам?15 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! У меня возник вопрос касательно еврейской скромности. Можно ли говорить себе, что ты поступил хорошо с точки зрения Торы, или это будет нарушением скромности и самовосхвалением? Другими словами, можно ли наслаждаться добрыми делами, или они должны быть безвозмездными, в том числе и с духовной точки зрения? Заранее спасибо. Е. Читать дальше |
|
Неужели Моше предался гордыне?12 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав Климовский! Спасибо за ответ про ангела милосердия. Позвольте вопрос о наказании Всевышним Моше за фразу «А что слишком трудно для вас, представьте мне» (см. Раши на Бамидбар 27:5). Неужели для Всевышнего эта фраза в устах Моше (Дварим 1:17) прозвучала излишне горделиво? Ведь подобное (или то же самое?) установление было принято Моше по совету Итро с согласия Творца (Шемот 18:19—24 и см. Раши там) И кроме того сама Тора свидетельствует, что Моше — скромнейший из людей. Спасибо за разъяснения. Александр Читать дальше |
|
Закон устанавливают мудрецы, а не голос с Неба? Ведь это ограничивает Творца!4 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Один человек спрашивает меня, не являются ли повеление не слушать «глас с неба» в вопросе установления закона (а полагаться только на мнение мудрецов) и утверждение о неизменности Торы «ограничением Творца» (не дай Б-г). Как ему лучше ответить? Разиэль-Нахман Читать дальше |
|
О ком говорит пророк? О падшем ангеле — как-то по смыслу не подходит...21 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Иезекииль 28—17. О ком речь? Христиане пишут, что о падшем ангеле, но как-то по смыслу не подходит. С уважением, К. Читать дальше |
|
Человек благоразумный скрывает знание?17 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Читаю Писание, «Мишлей», и некоторые предложения вызывают недопонимание: Мишлей 12:23. Человек благоразумный скрывает знание, а сердце глупых провозглашает глупость. Мишлей 23:20. Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус для щелочей, то поющий песни для печального сердца. Мишлей 23:23. Правду купи, и не продавай мудрости и учения разума. Мишлей 25:22. Ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и Г-сподь воздаст тебе. М. Читать дальше |
|
В Танахе описано сожжение умерших?14 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Прочитал Ваш ответ на вопрос «о кремации евреев»: «Можно ли кремировать евреев?». В ТАНАХе упоминается сожжение, из чего можно сделать вывод, что так было принято: «И поднялись все отважные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бейт-Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там» (1 Цар 31:12); «…И умер в жестоких страданиях; и не устроил для него народ его сожжения, подобно сожжению отцов его» (2 Пар 21:19); «И похоронили его в гробнице его, которую он вырыл для себя в городе Давида; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусно приготовленными умащениями, и устроили для него весьма большое сожжение» (2 Пар 16:14). Пожалуйста, помогите разобраться. А. Читать дальше |