Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как лица людей непохожи друг на друга, так различны и их мысли»Бэмидбар Рабба 21, 2

Раз Всевышний допустил убийство Эвеля, значит, тот был в чем-то виновен? В чем?

Темы: Свобода выбора, Грех, Праведник, Каин и Авель, Овадья Климовский, Заслуги

Отложить Отложено

Здравствуйте уважаемый. У меня возник вопрос, буду очень признателен, если вы мне поможете с ответом.

Как известно из Бава Батра 17а, 4 человека умерли без вины — исключительно потому, что смерть является неотъемлемым атрибутом для всех потомков Адама после грехопадения. Эти праведники: Биньямин, сын Яакова, Амрам, отец Моше, Ишай, отец царя Давида, и Килав, сын Давида.

Известно также, что Эвель был убит своим братом Каином.

Также нам известно, что Всевышний — Справедливый Судья, Истинный Судья. И, например, если свидетель ошибся и человеческий суд казнил кого-то несправедливо, то мы знаем: если Создатель допустил, значит, казнённый был всё же виноват и получил наказание.

Так вот, вопрос/-ы: в чём согрешил, провинился Эвель? Может ли это быть объяснено тем, что Эвель был близок по родству к Адаму и поэтому умер без вины? Но тогда он должен был быть упомянутым среди праведников в Бава Батра? Спасибо большое, Виктор

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Виктор!

Вы задаете очень верный вопрос. Действительно, если именно Биньямин, Амрам, Ишай и Килав умерли только по вине Адама, значит, все остальные — по собственной вине?

Давайте подумаем над этим еще в одном ключе: возможна смерть преждевременная вследствие чужого злого замысла, конечно, и на это есть свой расчет у Б-га.

Очень трудно, даже невозможно пытаться понять расчеты Творца, как сказал Он нам через пророка Йешаяу: «…не ваши пути — пути Мои» (55, 8). Попробуем разобраться, хотя бы в общих чертах.

Одно из основных отличий человека от прочих творений состоит в наличии свободы выбора. Всевышний не держит его за руку. Но, с другой стороны, не все задуманное он может совершить, а лишь то, на что получено разрешение с Небес.

Если один человек хочет причинить вред другому, то Всевышний рассматривает это намерение: если по каким-то причинам Он, благословенно Имя Его, решил, что задуманное не должно произойти, оно ни в коем случае не произойдет. Есть тысячи способов предотвратить беду. Причины могут быть разные — например, тот, кому хотят причинить вред, — такой большой праведник, что он ни в коем случае не должен пострадать. Тогда ради его спасения может быть даже совершено чудо, и ничего не получится у злоумышленника.

Может быть и так, что тот, против кого злоумышляют, заслужил это несчастье или даже гибель, и Всевышний намеренно привел его туда, где его ждет справедливое возмездие.

Скорее всего, в нашем случае имел место третий вариант — человек не заслуживает смерти, поэтому Всевышний не приведет его специально к гибели. Но при этом у него не хватает и заслуг, чтобы спасать его в минуту опасности. Даже о роженице сказано в трактате Шаббат, что, поскольку она находится в опасности, на Небесах рассматривается ее «дело» и возмездие более вероятно, чем в обычное время. А тем более в ситуации Эвеля — ведь опасность, угрожавшая ему, была порождена свободным выбором другого человека, и заслуг Эвеля не хватило для того, чтобы Всевышний вмешался в ход событий и спас его.

Мудрецы наши обратили внимание на его имя: на Святом языке hэвель — «пар», «ничто» — слово, хорошо знакомое всем, читавшим Коэлет (книга Экклезиаст). Там его обычно переводят как «суета». Здесь содержится намек на то, что Эвель не успел сделать ничего по своей инициативе — ведь именно Каин решил принести жертву Творцу, а Эвель лишь повторил его поступок (хотя сделал это правильно, в отличие от Каина). Этой заслуги не хватило для того, чтобы Всевышний совершил какое-либо чудо ради его спасения. Но и ничего плохого об Эвеле мы в Торе не находим. Поэтому, наверное, о Вашем вопросе можно сказать, как говорят иногда о сложных талмудических проблемах: «Вопрос сильнее, чем ответ». Но, как сказано, нам не дано понять до конца пути Всевышнего.

За близкое родство с Адамом Эвель не мог быть наказан, так как он не повторил греха Адама, а в этом случае сыновья не в ответе за отцов, как известно.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше