Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«День краток, работа обильна, работники ленивы, награда велика, а Хозяин требователен»Пиркей Авот 2,15
Толдот+

События еврейской жизни в Израиле и не только

Все записи автора списком

Искусству молиться тоже надо учиться

18 сентября 2014, 09:18

Отложить Отложено

Рабби КрупникДля некоторых людей молитва является неотъемлемой реальностью их жизни, источником воодушевления и сил, своего рода «спасательным кругом» в круговороте жизни, наполненной невзгодами и будничной суетой. Для других людей молитва представляется скучным обрядом, бесполезным обычаем эпохи средневековья. В известной местечковой притче рассказано, как один эмансипированный еврей, забывший про Тору и ее заповеди, пришел к Ребе и вызывающе заявил: «Ребе, я в Б-га не верю. Как Вам это нравится?» Вместо ответа Ребе задал ему несколько своих весьма серьезных вопросов. Выслушав его ответы, Ребе помолчал несколько секунд, улыбнулся и, наконец, ответил: «Молодой человек, в такого бога, в которого Вы не верите, я тоже не верю. Вам полезно было бы немного подучиться в Хедерe».

У нас в гостях раввин Э. Крупник. Он живет в Торонто, где ведет занятия на разнообразные темы по Иудаизму. Тематика его лекций часто содержит изучение Теhилим и разбор различных молитв. Раввин Крупник является соавтором серии публикаций, связанных с молитвами. В рамках этой серии вышла новая книга о Днях Трепета.

— Люди нередко спрашивают: «Почему в Иудаизме так много времени посвящается молитвам как индивидуально, так и в группе (миньяне)?»

— Этот вопрос касается темы речи и «намерений сердца». Во все времена люди видели в речи реальную силу. Созидательную — «нам песня строить и жить помогает», или разрушительную — «ах, злые языки страшнее пистолета». Неудивительно, что в сводах законов многих стран слово, в определённых аспектах, приравнивается к действию. Книга, которую мы упомянули выше, посвящена необычайно действенному и мощному аспекту речи — молитве.

— Если действительно есть у мира Создатель, то неужели Он слышит нас («песчинку во Вселенной») и интересуется нашими проблемами?

— Действительно, сопоставляя бесконечное Величие Творца с мимолётностью (бренностью) человеческого бытия, мы можем ошибочно решить, что Он слишком велик, чтобы заниматься человеческими делами. Поэтому могут возникнуть сомнения в том, что наше обращение (молитва) к Самому Создателю будет услышано. Это основано на человеческом понимании величия как физического параметра (Дядя Стёпа слишком велик, чтобы поместиться в мышиную норку) или обладания властью (Королева Англии не занималась проблемой забастовки мусорщиков в Торонто, для этой роли предназначена местная власть).

— Возможно ли представить, что Хозяин Мира в состоянии поместиться в мышиную норку или что Он интересуется локальными проблемами людей?

— Во-первых, Традиция учит, что именно в тех местах Писаний, где упоминается Величие Пресвятого, упоминается Его забота о самых мелких деталях бытия каждого творения. Тот факт, что Творец вселенной, превознесённый над всем сущим, близок ко всем Своим творениям и вовлечён во всё происходящее в мире, не преуменьшает, а, наоборот, преумножает Его Величие.

Во-вторых, каждый из нас является особым, уникальным созданием в «глазах Всевышнего» благодаря свободе выбора между добром и злом. И поэтому мы не просто «песчинка в Его глазах»!

— Если всё же Он Вездесущий и нисходит до нас, то какой смысл излагать Ему наши проблемы? Ведь Он их и так знает!

— Во-первых, еврейское представление о молитве далеко не исчерпывается изложением просьб и включает ряд других важных аспектов.

Во-вторых, действительно, есть немало людей, которые понимают молитву как прямое обращение к Б-гу с изложением различных просьб. Согласно Традиции, такое понимание молитвы вполне оправдано и имеет множество уровней и оттенков. Это огромная тема. Неслучайно Традиция подчёркивает особую значимость смиренной мольбы перед Всевышним, основанной на вере в то, что Он слышит нас и только Он в состоянии нам помочь. Во многих ситуациях молитва реально приносит избавление. Повторю: это большая и интересная тема.

— Даже если молитва может помочь человеку в его индивидуальных проблемах, то почему все произносят одну и ту же молитву?

— Это не во всех случаях. Наоборот, согласно пониманию молитвы как прошения с изложением просьб, обращение к Хозяину мира может быть спонтанной мольбой, главным и необходимым качеством которой является искренность, а время, язык, форма и содержание молитвы могут быть подсказаны ситуацией и обстоятельствами. Как говорят Мудрецы: «разрешено человеку молиться своими словами хоть весь день». Такая молитва не является канонической.

— А есть ли иные подходы к пониманию еврейской молитвы?

— Традиция называет молитву служением. Об этом сказано в самой Торе: «…чтобы служили Ему всеми сердцами вашими…». Традиция также учит, что в определённом смысле «служение сердцем» (то есть молитва) сопоставимо с другим важным служением — Храмовой службой.

— Это я бы назвал «ритуальной» частью жизни еврея. А что насчет роли молитвы в формировании его личности или в межчеловеческих отношениях?

— Мудрецы называет молитву словом тфила (תפלה). Это слово можно перевести на русский язык по-разному. В частности, в это понятие включён ещё один важный аспект молитвы — самоанализ и отчёт перед Создателем. Направляя свою молитву к Всевышнему, еврей должен очистить и освятить свои мысли. Молитва также является одной из форм заботы евреев друг о друге, а также проявлением связи молящихся со всем еврейским народом. Это тоже большая тема. Вышесказанное, разумеется, далеко не исчерпывает все аспекты молитвенного обращения к Всевышнему. В частности, мудрецы подчёркивают, что молитва является необходимым условием получения благ этого мира и как бы «лицензией» на право пользования этими благами. Самые возвышенные аспекты молитвы касаются Окончательного Избавления, Мошиаха, Прославления Имени Творца в мироздании.

— В синагоге все произносят одну и ту же молитву. В чем идея установления одинаковых обязательных молитв?

— Принимая во внимание различные и многочисленные аспекты молитвы, мудрецы установили порядок обязательных молитв и законы молитвенной службы. Они также канонизировали текст этих молитв. При этом они исходили из того, что, хотя еврею разрешено молиться в любое время, определённые периоды времени способствуют благоволению Свыше и как бы «повышают качество» молитвы. Они также принимали во внимание, что с каждым новым поколением способность людей полноценно пользоваться «инструментом» молитвы снижается.

— И что же, теперь я должен молиться «формально»?

— Ни в коем случае! Дело в том, что каждый из аспектов молитвы, с одной стороны, подчинён чётким правилам, а с другой стороны, его выполнение немыслимо без индивидуального творчества.

— Что особого в обязательных канонических молитвах?

— Приведём цитату из классических трудов еврейских мудрецов: «Над составлением (канонической) молитвы (Амида) трудились Мужи Великого Собрания — сто двадцать величайших мудрецов, среди которых были пророки. И никому на земле не удастся сотворить что-либо подобное, удивительное и великое. Текст этой молитвы скрывает великие тайные силы, оказывающие влияние на все миры: высшие и низшие, и каждый раз, когда еврей молится, он влияет на всё мироздание. Этот текст обладает такой глубиной, что со времён составления и до прихода Мошиаха нет и не будет двух одинаковых молитв (хотя, казалось бы, всегда используется один и тот же текст). Создание такого труда было, конечно, невозможно без пророческого дара и Б-жественного вдохновения, которыми были наделены составители и через которые Создатель вложил слова в их уста и скрыл в этом труде великие влияния.»

— А как нам задействовать все эти великие влияния?

— Согласно мнению мудрецов, главным намерением (кавоной) молящегося во время произнесения Амиды должно быть сосредоточение внимания на простом смысле произносимых слов. Благодаря этому оказываются задействованы и другие смыслы, в том числе самые глубинные. Мудрецы сравнивают молитву с птицей, крыльями которой является кавона молящегося. Чем сильнее эти крылья, тем выше она может подняться. Согласно Каббале, Амида в Дни Трепета произнесённая с должной сосредоточенностью, может исправить неудачные молитвы всего ушедшего года.

— А о чём же Ваша новая книга?

— Изначально наша книга была предназначена, прежде всего, для тех, кто уже (в какой-то степени) осознал важность еврейской общественной молитвы и в той или иной степени практикует её, но ещё недостаточно овладел Святым языком или недостаточно знаком с классическими еврейскими первоисточниками. В прошлом году мы выпустили пробный предварительный вариант. К нашему приятному удивлению, мы получили позитивные отзывы от весьма широкого спектра «профессионалов, любителей и даже зрителей». Новое издание содержит текст, построчный перевод и краткие комментарии к важнейшим молитвам Дней Трепета — молитвам Амида и Видуй, а также несколько важных приложений. Название Амида происходит от глагола לעמוד (стоять) и указывает на то, что молитва произносится стоя. Название молитвы Видуй можно приблизительно перевести как исповедь, хотя такой перевод не вполне адекватно передаёт смысл этого понятия.

Мы постарались сделать её пригодной для непосредственного использования во время молитвы. Мы надеемся, что эта книга поможет нам более осмысленно подготовиться ко Дню Коронования Всевышнего — Дню Суда (т.е. к празднику Рош Ашана) и к Дню Прощения и Очищения (т.е. к празднику Йом Кипур) и, может быть, провести их более подобающе.

— Чем Ваш молитвенник отличается от других сидуров?

— Текст молитвы приводится небольшими последовательными фрагментами, которые переводятся и «по ходу» кратко комментируются. Благодаря этому, пред глазами молящегося или изучающего (а ведь МОЛИТВЕ ТОЖЕ НУЖНО УЧИТЬСЯ!) находятся перевод и объяснение буквально каждого слова молитвы, а также логика связи фрагментов. Такой стиль встречается в некоторых сидурах с английским переводом. При такой структуре текста молитва Амида становится более содержательной и осмысленной. А это очень важно, особенно в Дни Трепета, когда Всесильный Царь восседает на троне Суда. Тому, кто планирует воспользоваться подобным молитвенником непосредственно в рамках праздничной службы, будет полезно заранее ознакомиться с его содержанием и структурой.

Приобрести книгу «Молитва Амида и видуй с объяснениями» в нашем магазине.

Теги не заданы