Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощение. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы его извинили»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 9

Хумус из Рамаллы

Отложить Отложено

Нет, сегодня я уже не такой отчаянный, как в молодости, но тогда я запросто ради того, чтобы получить сочный материал для теленовостей, забирался и в Рамаллу, и в Шхем, рисковал жизнью. Сейчас я знаю, что Тора запрещает просто так рисковать жизнью, это слишком большое сокровище, даже если тебе, брат, так пока не кажется. Но когда-нибудь ты убедишься, как убедился я в один прекрасный день.

Короче, мы с приятелем, тоже известным тележурналистом, переоделись арабами и пустились в путь. Куда? В Рамаллу, на выступление одного арабского шейха, который израильтянам говорил одно, а в своей мечети, арабским своим братьям по оружию проповедовал другое. Совсем другое. Как ясный день на пляже отличается от торнадо — вот такое другое.

Короче, мы переоделись, арабский знаем в совершенстве. Как я его выучил? Ну, кроме того, что учил в школе и в университете, я тогда запросто садился в автобус на Рамаллу, тоже под видом араба, и ехал себе по всему маршруту из конца в конец. Развалюсь на заднем сиденье — и впитываю всё как губка. Так и нахватался всего: жаргон, сленг, многозначительные паузы, которые делаются в каждом языке, когда подразумевается, что смысл и так ясен, прищелкивание языком в нужных местах и характерное растягивание гласных, столь присущее арабскому.

Короче, оделись мы с другом-журналистом как арабские шейхи. Я более внушительный шейх, а он, типа, мой помощник. Зашли в мечеть, затерялись между всеми. Между строк: если нас заметят, то тут же и прикончат. Но мы держимся уверенно, хотя ясно: чем быстрее тот шейх закончит толкать свою кровавую речь и чем быстрее и незаметнее мы, записав ее, как появились, так и исчезнем, — тем всем (нам) будет лучше.

И вот все толпой выходят, а нас тут же ждет бронированная машина, замаскированная, конечно.

И я уже, стараясь не бежать, направляю к ней свои стопы, как вдруг мой приятель, придерживает меня за локоть и на чистейшем арабском кротко и зазывно так вопрошает:

— Слушай, как можно побывать в Рамалле и не попробовать настоящего арабского хумуса?

«Помощник» этот… В его семье ценят восточную кухню, и родители его, как и мои, — выходцы из арабских стран. Поэтому тяга к настоящему хумусу из Рамаллы вполне понятна, но слишком рискованна — здесь.

— Э… Мне кажется, это не очень хорошая идея, давай-ка уже поедем...

— Не, ну что такого?

— Лучше по-е-дем!..

— Ну, не тупи, я умираю с голоду, десять минут — поели и поехали!

Я не очень уверенно упирался, но он убеждал, что если в мечети не раскусили нас, то в закусочной и подавно не раскусят.

Уговорил меня.

Если бы я только знал! И кстати, как раз в закусочной человека легче распознать, чем в битком набитой мечети, в толпе. Вы, скажем, не отличите человека своей национальности, который ест ваше национальное блюдо, — от переодетого «засланного»? Еще как отличите, человека видно как облупленного по тому, как он ест.

Заходим в закусочную. (Тем, что есть кашрут и его законы, я в ту пору не слишком загружался).

Заходим. А тут как раз очень «удачное» расположение сил.

По правую руку все столики заняты бойцами ФАТХа и оружие лежит прямо на столах.

По левую — бойцами ХАМАСа и оружие, как вы догадываетесь, тоже лежит прямо на столах между тарелками и питами. А время у них — самое жаркое: выборы. Так что стоит одному из них шевельнуть бровью под неправильным углом, тут же всех положат, благо оружие под рукой, далеко ходить не надо.

И аккурат посередине — между двумя этими группами бойцов — пустой столик.

— Пошли, — говорю, — пока не поздно. Мне тут как-то неуютно. Аппетит пропал.

— Сейчас уже глупо уходить. Садись и заказывай. Десять минут — поели и ушли.

Садимся, делаем благодушные лица.

Я кляну приятеля, что затащил меня сюда, да уже поздно.

Вырастает рядом с нами официант:

— Что вам?

Я смотрю, рядом со мной хамасовцы заказали что-то.

— Мне, — говорю, — как у них.

Если что, типа, я с ними...

Ну, а приятель мой, которому хумус приспичило, заказывает — отгадайте с трех раз! Заказывает хумус.

Как только он произносит слово «хумус», офицант замирает на месте, вытаращивается на него и недобро так спрашивает:

— Йа, яхуд?!

Это значит:

— Ты — еврей?

Худшего вопроса в этой точке земного шара не придумаешь.

Разговоры враз смолкли, и все — все — как один развернулись в нашу сторону, и десятки глаз как прицелы автомата впились в наши лица.

И тут я понял, что значит побелеть от страха. Мой напарник и «помощник» шейха стал настолько белым, насколько позволяет физиология перехода живой материи в неживую.

Я тоже, наверное, побелел от страха, но не было способа проверить.

Дело решали секунды.

— Йаяа, брат, — сказал я официанту, стараясь, чтобы губы не слишком дрожали. — Зачем проклинать? Зачем сразу — «еврей»?

Но он стоял на своем и медленно, с ненавистью цедя слова, пояснил:

— Только еврей, только еврей станет заказывать хумус в семь вечера. Люди едят хумус только утром.

Руки бойцов, как я видел краем глаза, уже потянулись к прикладам...

— А-а, оставь его, — я отвесил своему «помощнику» увесистый подзатыльник. — Ты не видишь, что он идиот? Вчера вернулся из Америки, еще не отошел от смены часовых поясов, джетлаг у него такой жесткий — заказывает хумус в семь вечера — ха-ха-ха!!!

Все загоготали и заулюлюкали, и отвернулись обратно к своим тарелкам.

Взгляд приятеля, который еще сидел, пригнувшись от подзатыльника, мне не забыть до конца дней.

— Уходим, — просвистел он, не разжимая губ. — Встаем и тикаем.

— Тихо, — говорю ему с самой благодушной улыбкой, на которую только способны окаменевшие мышцы лица. — Ешь тихо и медленно. Нечего привлекать внимание. Жуй! Кому говорят?

Как тут жевать? Попробуй проглотить что-то...

Поковырялись мы в тарелках для правдоподобия и медленно так расплатились, и вышли...

Это ключевое слово — медленно.

Но какое же счастье обрушилось на нас, когда мы отъехали на приличное расстояние!

Какое счастье! Когда ты спасаешься от настоящей смертельной опасности!

И что мешает нам сейчас так же радоваться, как тогда?

Что мешает благодарить Б-га за жизнь, которую Он дал нам?

 

 

Рассказал Цви Ехезкели, известный тележурналист, документалист

 

 

 

 

Теги: История из жизни, История тшувы