Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Историческая наука и Тора

Отложить Отложено

 

Тора вовсе не является пособием по истории человечества. Даже первая книга Пятикнижия – Берейшит, где в какой-то мере прослеживается историческая канва, служит, скорее, пониманию этических императивов, взгляду на мир, как  на Б-жественное Творение, а на историю - как арену для осуществления Плана Создателя по исправлению Человека и его возвращению к его начальному возвышенному состоянию.

И всё же Тора описывает конкретные события, отмечает основные этапы человеческой истории, называет собственные имена людей, которые оказывались вехами этой истории, тем самым позволяя определить эпохи, основные тенденции и ход развития или деградации человеческой цивилизации.

Тора ясно показывает происхождение и родство человеческих рас, она прослеживает и передаёт особенности будущих народов, чьи истоки ведут своё начало от трёх сыновей Ноаха.

Тора учит нас пониманию причин катастроф и бед, постигающих человечество, она даёт основы понимания смысла и назначения человеческой жизни. Историческая канва служит этому лишь подспорьем, но не самоцелью.

При всём притом, у человечества нет документа древнее, нет письменного и устного свидетельства достоверней, чем Письменная и Устная Тора. Древняя еврейская Традиция, насчитывающая тысячелетия, берёт своё начало в самых истоках человеческой цивилизации. Наш праотец Авраам был знаком и учился у самого Ноаха, а Ноах вобрал в себя всю историческую память допотопной эпохи.

Еврейская Традиция – не обветшалый том на запыленной полке библиотечного хранилища – она живой организм, она генетическая составляющая, родовая цепочка её здравствующих носителей - еврейского народа и еврейского образа жизни.

Таким образом, если уж и строить здание человеческой истории, то еврейская Традиция, пожалуй, самое надёжное и доверенное основание для него.

Более того, Тора, по сути, является б-жественным предначертанием, движущей силой и, одновременно, осуществлением этой истории. С другой стороны, понимание этого вовсе не исключает существования исторической науки, как таковой, включая археологию, как вспомогательного средства.

Учитывая всё это, любой исследователь истории должен отдавать себе отчёт в одной вещи. Если интерпретация материалов, археологических находок, древних текстов приходит в противоречие с Торой, это должно зажечь красный свет в восприятии  учёного, заставить предположить, что работа не завершена и интерпретация - не точна.

И дело тут не только в мировоззрении исследователя, его подспудном желании подогнать факты под своё видение истории. Просто так уж вышло, что в последние двести лет, цивилизация претерпела серьёзные изменения. На смену естественной связи с Творцом мира, приходит извечная болезнь человечества, свойственная ещё поколению размежевания, – излишняя самонадеянность, вера в безграничные возможности человеческого разума и,  главное, – попытка сбросить с себя б-жественное ярмо поведенческих и моральных обязательств, заменив их суррогатом государственного и социального регулирования.

Слепая вера в науку, в «учёных», представление о науке, как единственно возможном мериле человеческого бытия, неизбежно приводит к абсолютизации науки, тем более, если речь идёт о науке исторической, где многое построено именно на интерпретации и сопоставлении фактов. Видеть в научном исследовании нечто больше, чем один из методов познания, значит придавать науке неоправданный вес.

Излишнее благоговение перед научным изысканием, перед «учёным», как неким жрецом, обладающим монополией на знание, приводит к восприятию науки, как закрытого клуба, где указывать на ошибки дозволено лишь избранным, пусть даже в определённом смысле это оправданно.

На самом же деле, наука - лишь один из инструментов в познании истины, и этот инструмент далеко не совершенен. Наука присвоила себе эксклюзивное право судить об истине, забывая, что она – лишь один из путей познания человека и окружающего его мира.

И не только потому, что историческая наука, по самой природе своей, обречена на ошибку, просто у человечества, помимо Торы, практически нет по-настоящему надёжных  маркеров, позволяющих измерять масштаб, значение и подоплёку исторических источников, археологических и палеонтологических свидетельств.

Однако, картина меняется, если историческая наука, используя свои методы исследования, станет учитывать и тот факт, что Тора – это своеобразная матрица вселенной, её генеральный проект, сакральная модель бытия, изучая которую, мы способны отыскать ключ к нашему миру.

Так или иначе, если историческая наука не ставит целью противопоставить себя Торе, она вовсе не обязана входить с ней в конфликт, даже если это кажется нелёгким делом.

 

Из книги «До Потопа и после»

Теги: Еврейство, До Потопа и после