Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Песах и еврейская маца. Выпечка ручной мацы

06 апреля 2011, 22:12

Отложить Отложено

Маца — символ Песаха.

Кто из вас, дорогие читатели, пек ее сам?

Внизу на фото — вход в неприметный подвал-бомбоубежище, который в течение года никак не эксплуатируется. Я бы никогда и не подумал, что эта лестница рядом с ешивой Мир ведет в святая еврейской Пасхи.

Итак, хочу вам показать:

Истопник — единственный постоянный работник в эти полтора-два месяца, пока здесь собирается бесчетное количество аврехим для совместной выпечки мацы. Его задача — развести огонь из специально привезенных дров, и поддерживать его. Почти как огонь на жертвеннике.

Огонь разводится два раза в день, утром — для одной хабуры, а после обеда — для следующей. Хабурой называется добровольная компания серьезных людей в Торе, которые заинтересованы самолично выпечь мацу, которые они и их семьи будут есть в Песах. Чтобы не сомневаться в кашерности купленной мацы, и кушать (особенно в саму ночь Седера) мацу ручной выпечки, ведь исполнение заповеди собственноручно — предпочтительно.

Минут двадцать берет разбить все головешки на небольшие угли, а в это время собираются члены следующей хабуры, одевают одноразовые фартуки, домывают и протирают итак уже идеально сверкающие металлические столы и скалки,

Особенное внимание — специальным столам с рычагами, где разминается тесто, ведь главное в производстве мацы — чтобы от попадания в муку воды до выпечки прошло как можно меньше времени (максмально не более 18 минут), иначе тесто может закваситься, а ведь даже кусочек квасного, съеденный в Песах — запрещен евреям Торой.

Внизу на фото — Святая Святых — специальная комнатка, где хранится чистейшая мука из зерен, на которые никогда не попадала вода, так называемая «шмура». Здесь же хранится особенная вода, так называемая «маим шелану», — … В эту комнатку меня не допустили, ей распоряжается только один человек, и некий ореол таинственности, наверное, и дал повод для лжецов-антисемитов выдумать подмешивание крови в мацу. Страшно смешная (и трагичная) выдумка — ведь евреи кровь не едят, даже мясо непросоленное запрещено, а уж кровь!

Короче, момент выноса и замеса теста я так и пропустил:

И вот начинается страшный темп, и как в слаженном оркестре, каждый играет точно ему предназначенную партию:

Несколько человек одновременно разминают куски теста с помощью специальных рычагов, которыми в течении 1-2 минут удается размешать однородную, довольно густую массу,

В коротких перерывах мальчики, которые помогают хабуре, тщательно убирают ошметки теста, и даже малейшие крошки, ведь если те успеют закваситься и попадут в другой замес, все станет некашерным (как правило, это уже взрослые ребята, после тринадцати — лишних детей сюда не пускают, и даже взрослых. Работа очень напряженная, и никто не хочет, чтобы у них под ногами болтались зрители. Я с трудом пролез пофоткать)

За несколько минут получается неуспевшее закваситься тесто, в котором только мука и вода,

потом из нее делается «колбаска»,

которая попадает в руки к «Порционщику» — тот аккуратно разрезает ее на одинаковые кружки, каждый из которых потом станет мацой.

Позвольте тут отвлечься на минутку:

Написание слова «Маца» очень похоже на написание слова «мицва» (заповедь): и подобно тому, как в приготовлении мацы не должно быть промедлений, так не должны и мы откладывать выполнение заповедей.

Внутренний смысл мацы ясен — надо уметь пользоваться каждой данной возможностью, каждой секундой жизни. Даже одноминутное промедление грозит качнуть маятник между вовремя использованной и впустую потраченной возможностями. Лень и замедленные действия приводят лишь к расширению физической сферы, в результате чего мы становимся частью этой реальности. Увы, вялость и инертность прямо противоположны духовности. Лень несовместима с духовным ростом. В иврите даже появился такой глагол — леахмиц, то есть заквасить, протянуть, испортить промедлением.

И вот конвейер убыстряется:

второй разминает кружочек,

третий раскатывает блин,

и так далее, пока тончайший листик теста несколько раз не перейдет из рук в руки, без малейшего сомнения на сгустки, вплоть до

до Последнего, который шустро накатывает дырочки (их не видно) на тонко раскатанном блине, и ловким движением набрасывает мягкую будущую мацу на одноразовую деревяшку, просунутую в окно,

и вот наконец самый-самый Ловкий и Главный Выпекальщик втягивает шест в помещение где и находится печь, — и необыкновенно изящным дирижерским взмахом плавно закидывает туда будущую мацу, которая, вскинув крыльями, аккурат плоско плюхается на дно жаровни.

Это самое волнительное действо, хочется снять этот «взмах», но из-за скорости и жары напряжение здесь страшное, все даже слегка покрикивают друг на друга, как на съемочной площадки или в хирургической, — или в плавильном цехе — и меня тоже просят убираться вместе с фотоаппаратом, что и пришлось сделать, ретировавшись назад, туда, где меняют шесты:

На короткое мгновение мне из-за спин удается ее, главную-заглавную, точно выстрелив, шелкнуть (стабилизатор оказался очень даже неплохой, спасибо совету Саши Горева).

Стоп-кадр. Вот она. Кульминация всего процесса. Маца!

А опять — быстро передрнутым затвором — точнее, как смена рожка с патронами —

меняются деревянные насадки на шесты,

одна за одной,

и вот еще одна маца выкидывается (здесь нужно умение поддеть ее точно посередине и не уронить при вынимании) и складывается на близстоящий стол:

Дети тоже помогают до изнеможения — связывают до следущего года одноразовые деревяшки, на которых маца «залетает» в печь

Встретил тут соседа, рава Пората, — он позирует мне усталый, но довольный, как художник на выстовке своих картин, рядом со своей мацой, которая на самом деле — ручная, эксклюзивная, как произведение искусства.

И напоследок:

Расфасовка по коробкам и раздача членам хабуры (на сторону, как правило, не продают, лишних не остается)

Тщательнейшая уборка за собой и мытье…

Вот он, счастливый и уставший обладатель полутора кг ручной мацы. В такой важной заповеди он полагался только на себя. Это подход к жизни: если уж делаешь заповедь — делай ее сам, своими руками. В наш «продвинутый» век это несовременно, но тысячи и тысячи евреев пекут для себя мацу сами (так же как их жены выпекают собственные халы на Субботу). Этот необыкновенный запах свежепеченого теста для многих еврейских детей ассоциируется со святостью Субботы, а пот, пролитый на выпечке мацы их отцами становиться ни много ни мало символом духовного подъема и очищения.

Также, как объект искусства отличается от репродукции, как стеклянный бокал — от одноразового пласстмассового стаканчика, так же и маца ручной выпечки — от машинной штамповки.

Веселого и кашерного Песаха!

Теги: Иерусалим, Мицва, Туземцы, Песах, Праздники, Ручная работа, Маца