Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из рода царя Давида, был раввином Майнца и духовным лидером евреев Германии

Раби Шимон бар Ицхак (р. Шимон Агадоль; родился ок. 4710 /950/ г.) — выдающийся знаток Торы и пейтан (поэт).

Происходил из рода царя Давида.

Его дед, р. Авун Агадоль, прибыв в Германию из Франции, основал центр изучения Торы в г. Майнце на Рейне. Р. Шимон Агадоль был раввином Майнца и духовным лидером евреев Германии.

Р. Шимон Агадоль писал слихот (молитвы о прощении), а также пиюты (духовные гимны), многие из которых включены в литургию ашкеназских общин: им создано большинство пиютов, исполняемых во второй день праздника Рош ашана, и знаменитая элегия Тора акдоша, включенная в состав слихот поста Гедалии. Его перу принадлежит также гимн Барух Ашем йом йом, исполняемый в самом начале субботней утренней трапезы.

Среди его учеников был р. Элиэзер Агадоль (см.), ставший впоследствии главою общины Майнца.

Согласно преданию, сын р. Шимона, четырехлетний Эльханан, был похищен христианами, помещен в монастырь и воспитан в католической вере. Впоследствии он сделал ученую карьеру в Риме и стал Папой — главою католической церкви. В час угрозы, нависшей над евреями Германии, р. Шимон Агадоль прибыл в Рим, чтобы ходатайствовать перед Папой, — и тогда отец и сын узнали друг друга (Сарей амеа т. 3, с. 184-185).

Правнуком р. Шимона Агадоля (сыном его внучки) был великий комментатор Торы р. Шломо Ицхаки (Раши; см.).

С разрешения издательства Швут Ами


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.