Темы: Цель творения, Предназначение, Будущий мир, Добро и Зло, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав! Хочу задать вам следующий вопрос. Я общался с профессором философии и посетовал на то, что в мире слишком много зла. И он сказал, что, во-первых, жизнь стала бы скучной, если бы в мире не было зла. А во-вторых, сказал, что добро без зла не существует. Если нет зла, нет и добра, что эти понятия взаимозависимы и существуют только тогда, когда есть их противоположность: добро — зло, зло — добро.
А чему учит иудаизм? Может ли добро существовать без зла? Или тогда человек не сможет понять, что это добро? N.
Здравствуйте, N.!
Должен сказать, что, по крайней мере, в приведенных Вами высказываниях Ваш знакомый профессор философии по большому счету прав: и в том, что без зла жизнь была бы скучной, и в том, что без зла не существовало бы и добра.
Ведь, если задумаемся, легко увидим: вся человеческая деятельность направлена на борьбу с каким-то злом, на устранение каких-то проблем и несовершенств. На спасение тех, кому угрожает опасность, на помощь тем, кто в ней нуждается.
Солдаты, полицейские и врачи спасают людей от врагов, преступников и болезней. Строители спасают от бездомности. Учителя — от необразованности и, в конечном счете, от безработицы и нищеты. Если бы мир был идеальным, все эти профессии стали бы ненужными — и людям стало бы нечего делать! Нет проблем, нет забот — но нет и дела. И — смысла жизни.
Ибо человек создан для того, чтобы совершенствовать мир. А это значит — стремиться к какому-то благу, которого еще нет.
Человек ощущает зло, угрозу, ощущает, что чего-то важного не хватает. Затем — чувство, что это неправильно, несправедливо, возмутительно, ужасно! Отсюда — жгучее желание изменить ситуацию. И размышления, что и как надо изменить. Почему существует это зло или несовершенство, как его преодолеть? Какова природа угрозы, что может от нее спасти? А затем — действие.
Именно прохождение этой цепочки составляет жизнь человека. Если же всё было бы идеальным, нечего было бы делать — и не о чем задумываться — и нечего чувствовать. В таком состоянии человек был бы, по сути, мертвым. Живой же человек — на то и живой, чтобы чувствовать, переживать, думать и делать.
Более того, конкретно добро существует только в той мере, в какой оно борется со злом. Добрый человек — это тот, кто творит добро, а это значит: либо спасает кого-то от зла, либо восполняет какой-то недостаток. Получается, что добра быть не может, если нет угрозы, что кого-то постигнет зло. И мотивирует доброго человека именно беспокойство по этому поводу. Он спешит на помощь потому, что волнуется за реципиента. Если бы не было зла или проблем, не было бы причин о ком-то волноваться и заботиться. То есть — не было бы необходимости и места быть добрым!
Так что добро действительно не могло бы существовать без зла. Тогда человек не только не смог бы понять, что это добро, — он в принципе не мог бы быть добрым.
Именно так мы можем хоть частично ответить на поставленный Вами фундаментальный вопрос — почему в мире столько зла и страданий? Полностью мы этого постичь при жизни не можем, но частично объяснить можем так.
Или иными словами: мир был создан Б-гом не для того, чтобы жизнь была хорошей, а для того, чтобы люди были хорошими. А они могут быть такими, только если будут делать добро — бороться против зла. Которое потому должно существовать.
Если же жизнь хорошая и нет в мире никаких недостатков и никакого зла, то и помощь никому не нужна, и спасать не от чего. Если мир уже совершенен, то больше нечего совершенствовать и не к чему стремиться. Поэтому Б-г и сделал мир несовершенным, и допустил существование проблем и страданий, чтобы у людей была возможность творить добро, стремиться к совершенству и таким образом становиться хорошими.
А уж хорошую жизнь получат в качестве награды в Будущем мире — там она может действительно быть хорошей. А в этом мире даже «хорошая» жизнь на самом деле не так уж хороша и не может быть совершенной.
Об этом сказано и в Талмуде (Бава Батра 10а). Великого мудреца Раби Акиву[i] спросили: если Б-г любит бедняков, почему Он о них не позаботится? Раби Акива ответил: чтобы дать НАМ возможность позаботиться о них и этим заслужить награду и спасение.
Вот и постараемся. Много на свете бедняков и вообще людей, нуждающихся в самых разных типах помощи. Много у нас работы. И скучно не будет, и добрыми станем!
С уважением, Меир Мучник
[i] Раби Акива бен-Йосеф (3775-10 тишрея 3896 / 15-135, Эрец-Исраэль) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен, глава поколения после разрушения Второго Храма.
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Бенцион Зильбер
…и многие другие?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?