Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какова цель Всевышнего в сотворении мира?

Темы: Смысл творения, Предназначение, Материя, Сотворение мира, Эльяким Залкинд, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте. Я бы хотел узнать, коротко и с вашей ЛИЧНОЙ точки зрения, какова цель Всевышнего в создании Творения в целом и в пребывании людей на планете Земля в частности. Я имею в виду не детальное описание конкретных событий или явлений, а общую идею. И как это связано с тем, что мы каждую неделю из года в год читаем главы Торы? Это не пустой вопрос, а мое стремление к доступному пониманию Творца. И, конечно, я хотел бы дополнить моё нынешнее понимание этого вопроса (а мое понимание все время изменяется и расширяется) и вашим мнением. С уважением, Юрий

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Здравствуйте, уважаемый Юрий!

Попробую ответить, как Вы просили, с личной точки зрения, поэтому, если ответ разочарует Вас, ущерба не будет, ведь это всего лишь индивидуальное мнение. Интересно было бы также прочитать о Вашем видении этой темы.

Но, прежде чем говорить о личных размышлениях, попробуем вместе прийти к одному принципиальному положению. А именно, насколько возможно для нас проникнуть в понимание замыслов Творца? Ведь даже сейчас, когда мир уже существует, у нас нет и минимального представления, каким образом Всевышний создал ИЗ НИЧЕГО каждое, даже самое малое творение, один атом, частицу или, начиная от общего, как написано в Торе, — Небо и Землю, или, если хотите, праматерию, включавшую всё созданное? Как создал пространство — из отсутствия пространства, время — из отсутствия времени, материю — из её отсутствия. (А если мы предположим, что пространство, или время, или материя существовали прежде, то поставим наше представление о Всевышнем в зависимость от этих параметров. Мы же говорим о Его бесконечности и единстве, вне любых пределов и параметров). А если мы не знаем, как было осуществлено творение, то как сможем постичь цель Всевышнего в сотворении мира, ЗАМЫСЕЛ, предварявший исполнение? Ведь и замыслы человека в этом, проявленном, мире сокрыты и глубоки по сравнению с их осуществлением, что же говорить о замыслах Творца?

И, действительно, Сам Всевышний сообщил нам через пророка, насколько далеки мы от постижения Его замыслов (Йешая 55, 8-9): «Ибо мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои, слово Всевышнего. Ибо, (как) небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои — мыслей ваших».

И всё же! Ведь Творец одарил нас разумом. И разум стремится постичь: зачем, для какой глубокой цели мы и весь мир созданы и находимся здесь? Чего ждут от нас? И, значит, Всевышний, давший нам этот вопрошающий разум, хочет, чтобы мы спрашивали и пытались приблизиться к ответу на эти не дающие покоя вопросы. Но как же быть, ведь замысел Творца, как сказано, запределен для нас?

Однако здесь есть два вопроса и две различные темы: первый — о самом Творце: какова была цель Всевышнего при сотворении мира, и как Он создал мир? А второй: как открывается нам цель творения, применительно к нам, нашим задачам в сотворенном мире?

Первый вопрос — запределен для нас, так как касается Самого Творца, благословен Он. Он же беспределен и непостижим вовсе, и всё, касающееся Его, непостижимо. Так что любые понятия, эпитеты и объяснения не содержат, в действительности, истинного знания о Нём, а только сообщают нам те представления, которые Он хотел передать нам, то, что Он хотел раскрыть нам, согласно возможностям нашего сознания и постижения.

И Он, да будет благословен, по причинам, известным по-настоящему только Ему, создал не существовавший прежде мир, место для мира (пространство), порядок времени, присущий ему. Так, что мир «обнаружил» себя существующим в этом пространстве и времени и в этой сути. И тогда появилась вторая тема — осознание Творением себя. И это осознание включало также очевидность связанности Творения с Источником и полной зависимости от Него. Лишь затем, после схождения на несчетное число уровней, осознание миром этой связи уменьшилось. И в нашем материальном мире эта связь скрыта так, что миру «кажется», что он самодостаточен и изначален, и требуется немалое усилие поиска истины и углубления понимания, чтобы «восстановить» с ясностью знание об этой связи. Осознать, что изделие Мастера всё целиком свидетельствует о Мастере, Творце. И что «дыхание жизни» мироздания, созданного из ничего, — только от его Творца.

После этих предисловий можно попробовать ответить коротко, какова цель сотворения мира. Если вопрос, действительно, о цели Всевышнего, то ответ: мы не знаем. Ведь замыслы Всевышнего непостижимы для нас. Но если вопрос — как Всевышний открывает нам, в рамках нашего постижения, понимание Своих целей в Творении, то ответ: Всевышний создал мир для нас, чтобы даровать нам благо. Если же вопрос, какова цель нашего существования в мире, что требуется от нас, ответ: мы созданы для Всевышнего, для возглашения Его величия. Теперь попробую объяснить подробнее, но уже за счет краткости.

Находясь в мире, мы, с одной стороны, видим этот мир движущимся своим чередом, по природным законам, как будто, не нуждающимся в Источнике и «присмотре» Свыше. С другой стороны, сознание человека и наблюдение за миром говорит ему, что во всём этом не может не быть глубинного смысла. Что существует закономерность, справедливость, замысел, что все происходит в согласии с глубокой мудростью и великой милостью. Осознав это, человек понимает, что должен искать этот смысл, согласовывать с ним свою жизнь, что в этом его задача в жизни и цель, ради которой он приведён сюда. Потом, в размышлениях уже о Творце и сотворенном, возникает вопрос: для чего же понадобилось Творение? Ведь Всевышний абсолютно совершенен и Творение не способно что-либо добавить Ему. Но если так, значит, оно создано для сотворенных!? Только для их блага! И, действительно, это то, что чувствует человек, когда думает о беспредельности и единстве Творца: о нем заботятся, хотят ему добра, любят его. Но что же требуется от него? Получать блага этого мира? Но они преходящи, незначительны и просты, совсем не их желает его душа! Не может быть, что для этого блага он создан.

И ещё два новых ответа, постижения приходят к нему. Первый: Тот, Кто привёл его в мир, несомненно, должен был дать «указания», как обращаться с этим миром, что требуется исполнить в нем и по каким правилам. И второе: человек понимает, что не способен только брать! И пусть мир создан, чтобы человек мог получить благо, и нечего нам вернуть и добавить Творцу, Который не нуждается ни в чём, всё же мы не можем не сделать что-то, что в наших силах, для Него, в благодарность за Его милость и как признание Его Величия. И тогда эти два ответа соединяются: если есть такое указание о том, что нам делать в мире, значит, Всевышний сообщил, что он хочет от нас, и, если так, исполнение этого Его желания и будет нашим воздаянием и благодарностью Ему, провозглашением Его величия, уважением к Нему. (Ведь уважение к кому-либо проявляется в исполнении его воли).

И тогда, если человек решает начать исполнять во всем Волю своего Творца, происходит удивительное. Ведь теперь его желание что-то сделать для Всевышнего, служить своему Творцу, соединяется с желанием Самого Творца одарить его благом. Ведь настоящее благо и задача всего Творения — ПРИБЛИЖЕНИЕ К ТВОРЦУ, Он — то совершенное, бесконечное и истинное Благо, которое и хотел передать при сотворении мира. И в служении Всевышнему, в желании быть для Него, человек идёт к этой близости, которой ожидает и желает Творец, чтобы одарить Своим благом. «Я для Друга моего, а Друг мой — для меня…» (Песнь песней 6, 3). Всевышний создал мир для нас, а мы созданы для Всевышнего.

Так начинает восстанавливаться то первое осознание Творением себя в очевидной связанности со своим Источником. Начинается подъём Творения, шаг за шагом, к изначальной ясности этой связи и единства. Всё большее раскрытие знания о Творце и всё большее наполнение Творения дыханием жизни, присутствием его Властелина.

И очень кратко об остальном. Что касается еженедельного чтения глав Торы, очевидно, как Вы, по-видимому, и имели в виду и как написано в наших книгах, что чтение Книги откровения Творца о том, что Он хочет от сотворенного мира, раскрывающей знание о Самом Создателе и о сути Творения, неделя за неделей, год за годом возводит из небытия, отстраивает Творение и вдыхает в него душу жизни.

Планета Земля называется в книгах центральной точкой Творения, вокруг которой сферически замыкаются все, более высокие миры. Для нее и для человека на ней создано всё остальное. С другой стороны, она настолько мала и, как будто, незначительна, одна среди многих, меньшая среди них. Это должно научить Творение скромности и смирению, дать ему представление о величии и об удивительной «скромности» его Творца.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ