Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ждать ли нам, что Б-г накажет наших обидчиков?

Темы: Обида, Йосеф, Наказание, Моше, Авраам, Милосердие, Сара, Суд, Праведники

Отложить Отложено

Шалом! Йосеф убегает, далее идёт обман жены Потифара, после чего праведник оказывается в тюрьме. Вопрос: что с этой женой? Наказал ли Б-г обидчика праведника? И как быстро он это сделал? Ждать ли нам чего-то от Б-га в отношении наших обидчиков? Тода (спасибо). Ивар

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Ивар!

Вы затронули интересную тему — наказания за преступление против невиновного человека. Попытаемся рассмотреть Ваш вопрос с двух позиций:

— с позиции Всевышнего: всегда ли Б-г воздаёт за зло? (теория);

— с позиции пострадавшего: правильно ли ждать падения обидчика? (практика).

Рассказывая о том, что произошло между Йосефом и женой Потифара, Тора не нашла нужным сообщить нам о дальнейшей судьбе последней (см. также статью в Беерот Ицхак, с. 27, внизу). По-видимому, не было здесь явного вмешательства Творца, злодейка могла продолжать наслаждаться своей местью.

Однако есть и противоположные примеры. Рассмотрим некоторые из них.

В главе Ваера рассказано, как Авимелех, царь Грара, забирает к себе Сару, жену Авраама. Наказание не заставило себя ждать: «…заключил Господь всякую утробу в доме Авимелеха из-за Сары, жены Авраама» (Берешит 20:18). Более того, Всевышний не прощает Авимилеха, пока пострадавший — Авраам — сам не простит обидчика и не помолится за него: «И молился Авраам Б-гу, и исцелил Б-г Авимелеха, и его жену, и его рабынь, и разрешились они» (там же, 17).

Подобным образом разворачиваются события и во время бунта Кораха против Моше. Чем закончился бунт, всем известно: «И сошли они и всё, им принадлежащее, живыми в могилу, и покрыла их земля, и пропали они из среды общины» (Берешит 16:33).

Один из 13-ти принципов веры, сформулированных Рамбамом, гласит: «Творец, благословенно имя Его, отвечает добром соблюдающим Его заповеди и карает тех, кто их нарушает». Т. е. Создатель награждает праведников и наказывает злодеев соответственно их действиям. Зло не может остаться безнаказанным (если оно не было исправлено), это очевидно. Однако место и время расплаты могут быть разными.

Великий Рамхаль пишет в своей книге «Путь Творца»: воздаяние за грех возможно в трёх вариантах: первый — абсолютные грешники будут отвергнуты и, получив в этом мире награду за свои немногочисленные заслуги, исчезнут для Будущего мира. Второй вариант — очищение в Геиноме: «для тех, в ком зло весьма усилилось, но не настолько, чтобы их приговор был — совершенное истребление». И третий вариант — для воздаяния за неверные действия праведника существует этот мир, в нем праведник получит наказание за свои грехи в виде страданий [1].

Если дело обстоит так, как пишет Рамхаль, возникает вопрос: почему же Б-г вмешался и наказал Авимелеха и общину Кораха в этом мире? Вряд ли их можно отнести к числу больших праведников, которых Всевышний в этом мире «готовит» к абсолютному благу Мира грядущего.

В этих случаях проблема в другом.

Корах оспаривал избранность Моше и Аарона — «…полно вам! ведь вся община, все святы, и среди них Господь. Отчего же возноситесь вы над собранием Господним?!» (Бэмидбар 16:3) — и вместе с этим истинность Торы, переданной через Моше. Дело было не только в оскорблении, нанесённом Моше, под вопросом было будущее евреев как народа Торы. Ради этого будущего Творец совершает явное чудо и наказывает виновных: «И сказал Моше (предвещая конец общины Кораха — Н. Ж.): из этого станет вам известно, что Господь послал меня совершить все деяния эти, что это не от сердца моего» (там же, 28) [2].

Почему Всевышний заступился за Авраама? Вся жизнь Авраама была посвящена распространению знания о едином Б-ге. «Князь Б-жий ты среди нас» — говорили ему хетийцы (Берешит 23:6). По всей видимости, унижение Авраама, оставшись безнаказанным, стало бы осквернением Имени Творца, знание о Котором нес Авраам. Всевышний не пожелал допустить этого [3].

Из сказанного мы можем сделать вывод, что без особой причины Всевышний не будет немедленно вмешиваться и наказывать обидчика, даже когда обижен праведник. Тем более, если обижен простой человек, такой, как мы. Поэтому, если нас обидели, стоит оставить мысли о немедленном восстановлении справедливости — пусть Создатель Сам решает, как её восстанавливать, — и переключиться на что-то более позитивное.

Есть ещё одна причина, по которой не стоит стремиться увидеть падение своего обидчика. В трактате Пиркей Авот (4:19) приведены слова мудреца по имени Шмуэль а-Катан, который часто цитировал стих из книги Мишлей — Притч царя Соломона (24:17, 18): «При падении врага твоего не радуйся, и, если споткнется он, да не возликует сердце твое. А то увидит Господь, и не угодно будет в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой». Комментарий раби Овадьи из Бертиноро (который принято называть Бартанура) добавляет: «отвратит от него — и направит на тебя» — не стоит радоваться проявлению Меры Суда в этом мире, в конце концов, все мы живём только благодаря Мере Милосердия Всевышнего.

В Гмаре (Брахот 10а) рассказано о хулиганах, которые сильно досаждали раби Меиру. Раби Меир молился об их смерти (чтобы не заслужили ещё большего наказания, раби Меир заботился о хулиганах). Сказала ему Брурия, жена его: «Надо молиться, чтобы пропали грехи, а не сами грешники. Проси за них, и они раскаются». Раби Меир так и поступил, и хулиганы расскаялись.

С уважением, Нохум Желязник


[1] Но важно знать, и Рамхаль далее говорит об этом, что мы можем понять только некоторые основные принципы воздаяния людям за их поступки, но никак не можем претендовать на полное понимание действий Творца в том или ином частном случае.

[2] Интересно, что именно этот стих приводит Рамбам, обосновывая восьмой принцип веры — «Вся Тора, которой мы обладаем ныне, была дана Всевышним Моше-Рабейну». Именно после кары, понесенной общиной Кораха, не осталось возможности оспаривать истинность Торы как Б-жественного учения (рав Яаков Крайзлер).

[3] Еще один похожий пример находим в книге Млахим (Царей) I в начале 13-ой главы, где говорится о застывшей руке царя Йаровама, когда тот попытался схватить пророка Идо, обличавшего его от имени Всевышнего (подсказал рав Яаков Крайзлер).

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше