Темы: Мысли, Эмоции, Цель творения, Предназначение, Чувства и разум, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, скажите, пожалуйста, нужно подавлять разумом все чувства или только греховные? Можно ли давать волю чувствам, эмоциям, когда это не ведёт к злу? Но вдруг они тебя захлестнут и ты не сможешь с ними справиться в дальнейшем? Получается, лучше полностью контролировать их разумом. Но тогда и чувства жалко, ведь они так прекрасны порой. Лучше найти золотую середину или полностью подавить чувства и эмоции? Заранее спасибо. Александра
Здравствуйте, Александра!
Представляется правильным Ваше предположение, что лучше найти золотую середину и давать волю чувствам и эмоциям, когда это не ведет к злу. Иначе действительно жалко чувства, ведь они так прекрасны порой. Любовь, радость, сострадание — неужели лучше без них?
Более того, ведь чувства и эмоции создал Б-г — для чего? Только для того, чтобы их подавлять и чтобы их, в конечном счете, не было? Нет, для такой не-цели Он ничего не создает.
Даже о создании йецер а-ра — человеческих слабостей и дурных наклонностей — в Торе сказано «очень хорошо». Хотя мы со своими слабостями и недостатками должны бороться, в иных ситуациях их тоже надо не полностью подавлять, но использовать во благо.
Например, известный принцип: «конкуренция ученых умножит мудрость». В целом зависть — плохое и опасное качество. Но, в то же время, определенная мера здоровой зависти и конкуренции подстегивает человека и мотивирует его на достижения. Экономика считается здоровой, когда в ней есть конкуренция, а не когда все монополизировала одна фирма или государство. И космос осваивали в условиях жестокой конкуренции СССР и Америка. Надо только следить, чтобы зависть была именно здоровой, а не черной — «хочу, чтобы и у меня это было», а не «хочу, чтобы и у него этого не было».
Аналогичным образом, все, что сотворил Б-г, может быть полезно и ничто не было создано только для того, чтобы потом быть полностью подавленным. Включая, конечно, и человеческие чувства и эмоции.
Более того, подумаем: что было бы, если их действительно полностью подавить?
А вот что: мы превратились бы в бесчувственных роботов. И утратили бы большую часть смысла жизни.
Ведь цель человеческой жизни — совершенствовать себя и окружающий мир. Как именно это происходит?
Человек видит какой-то недостаток, какое-то зло, несправедливость. И — печалится, возмущается, ужасается. Как же так! Это невозможно терпеть! Надо что-то сделать, как-то это изменить!
И — задумывается, как именно изменить, что для этого надо сделать.
И — действует, совершенствуя мир на практике.
Таким образом, чувства и эмоции — это один из этапов, через которые человек проходит, выполняя свое предназначение: чувство — мысль — действие. Именно чувство дает ему изначальный толчок и искру, которые движут им и на следующих этапах.
А если бы чувств и эмоций не было?
Человек мог бы выполнять свое предназначение и совершенствовать мир, но… не с таким «огоньком»! Не с таким рвением. И не с таким результатом.
Весь процесс был бы иным: человек видит несправедливость и… как робот, заключает: так, непорядок, такого не должно быть. Надо как-то по-другому. Как? Так. Делаем.
Да, делали бы, и что-то изменяли к лучшему. Но не так, как делаем, движимые чувствами и эмоциями. Не надрывались бы, когда становилось трудно. Не продолжали бы вопреки всему идти против дождя и ветра, сжав кулаки, преодолевая все преграды.
И, достигнув цели, не радовались бы так. День победы не был бы со слезами на глазах. И не имел бы такого воздействия на нас. Сделал робот свое дело — все, порядок, можно выключаться. Какой праздник?
А ведь конечная цель всей нашей жизни и деятельности — это то состояние души, которое вырабатывается в результате всех наших деяний. Тело умрет, а душа вернется на Небеса — в каком состоянии? Положительные дела вырабатывают положительное состояние души, но также и положительные эмоции при выполнении этих дел. Не просто «дело сделано», а «Хорошо поработали!» Ура! Победа! Со слезами на глазах. И с музыкой. А если бы не было чувств, не было бы ни радости, ни музыки.
Так что только благодаря чувствам и эмоциям мы являемся теми людьми, какими Б-г нас создал (для определенной цели), и какими мы сами хотим быть. Мы не хотим быть роботами, мы хотим радоваться и любить.
Но тут действительно надо проследить, чтобы чувства не уходили в крайность и чтобы разум был готов, в случае чего, их обуздать. На то нам и дан разум, чтобы мы могли контролировать себя и направлять в правильное русло все наши эмоции, всю энергию и энтузиазм. Это не всегда удается, но на то мы и люди, чтобы допускать оплошности, а потом их исправлять и работать над собой.
Чем и займемся, с радостью и любовью.
С уважением, Меир Мучник
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Рав Ашер Кушнир
Эта практика заключается в том, что человек составляет модель своего будущего…
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Меир Мучник
И зачем в это время поворачивать голову справа налево?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Рав Реувен Пятигорский
Лея Трахтенберг
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?