«Если язва проказы будет на человеке» (Тазриа, 13:9)
В нашей главе перечисляются язвы проказы, появляющиеся из-за греха злословия. Хафец Хаим, благословенна память праведника, который внедрил знание о суровости запрета злословия, писал в своей книге: «Кто человек, жаждущий жизни, любящий долголетие, чтобы увидеть благо — удержи язык свой от зла» (Теилим, 34:13).
В книге агадот Хафец Хаим рассказывается, что спросили как-то его ученика, святого гаона раби Эльханана Вассермана, да отомстит Ашем за его кровь, был ли у Хафец Хаима святой дух.
Ответ последовал однозначный: да был, и раби Эльханан сам много раз убеждался в этом. Он рассказывал, к примеру, как болезненно принимал Хафец Хаим заключение гаона, раби Иехезкеля Аврамского, рава Слуцка, и его высылку в Сибирь большевистским правительством за преданность Торе и заповедям. Арест и изгнание рава вызвали международные протесты, а Хафец Хаим не переставал молиться за него. «Однажды, — рассказывал раби Эльханан, — я сидел и учился с Хафец Хаимом. Вдруг он поднял глаза от книги и радостно сказал: “Ничего им не помогло, этим большевикам, ненавидящим веру. Они вынуждены были освободить рава Слуцка”.Удивился я, и случайно посмотрел на часы. Тотчас вернулся рав к учебе, и я тоже отвлекся от этого вопроса».
Прошло немного времени и пришла радостная весть: рав из Слуцка освобожден с условием, что покинет большевистскую страну. Сразу же ему предложили возглавить бейт дин в Лондоне. Когда, выехав из России, он приехал в Польшу, массы народа устроили ему торжественную встречу. Среди встречавших его был раби Эльханан. Пожимая руку раву Слуцка, раби спросил: «Помнишь ли ты день такой-то и час такой-то?»
Поразился рав Аврамски и сказал: «Ведь это день и час, когда мне сообщили об освобождении!»
Это были день и час, когда Хафец Хаим сказал, что рав из Слуцка освобожден.
Но разве было у рава Эльханана сомнение в святом духе Хафец Хаима?! Тем не менее, к большому удивлению он не ответил положительно! Он ответил уклончиво, таким образом:
Рот, святой с малых лет, который не произносил запретных речей, рот чистый, через который не проходили слова лжи и насмешек, злословия и сплетен, подобен острому резцу. Каждое слово, выходящее из такого рта, даже сказанное по ошибке, рассекает и разрезает.
И добавил: конечно, вы помните, о том, что рассказывается в Гмаре (Трактат Ктубот, 52). Раби Иеуда всю неделю находился в доме учения и занимался Торой. Когда он возвращался домой в канун субботы, шел перед ним столб огня, и его тесть, раби Янай, стоял возле окна, чтобы видеть это. Однажды, в канун субботы, углубился раби Иеуда в учебу и забыл вернуться домой. Видя, что зять опаздывает, сказал тесть с опасением: «Наверное, умер»… И в то же мгновение умер раби Иеуда.
Разумеется, тесть не хотел смерти зятя-праведника, удостоившегося того, что столб огня шел перед ним. Но святая речь — как острый резец, и ничего из его слов не возвращалось впустую. Если вы слышите о чудесах, совершенных Хафец Хаимом, если услышите об его осуществившихся благословениях, знайте, что все исходит от святости его разговора и от того, что он остерегался злословия.
И добавил: язык подобен резцу. Если хранят его в чистоте и «оттачивают» словами Торы и молитвы, он действует легко. Всякий запретный разговор, всякое злословие и сплетня затупляют «нож», уменьшают силу языка. И что тогда? Тупой нож тоже может резать, но нужно приложить больше усилий. И в этом случае молитва действует, но нужно большее сосредоточение и больше молитв.
Так ответил раби Эльханан, глава ешивы «Баранович», своим ученикам. И задается вопрос: почему он не ответил прямо и открыто, «да, наделен он святым духом, своими глазами я видел это».
Но выясняется, что ответ прост и точен: когда ученики задают вопрос своему раву, его ответ воспитывает и приносит им пользу. Они спросили, наделен ли святой праведник святым духом, и, предположим, он ответил бы им: «да, разумеется, я сам видел это», смогли бы они постичь такое понятие, как святой дух? Смогли бы подступить хотя бы к его краю?!
Но когда раби сказал, что все зависит от соблюдения чистоты языка и охраны его от злословия — в этом случае каждый может подняться, удержать свой язык от зла и умножить слова Торы и святости. И этим удостоиться стать учеником Хафец Хаима, удостоиться исполнения своих благословений вследствие чистоты языка. (Мааян ашавуа)
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»