Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Несмотря на знаки, поданные свыше, Билам не отказался от намерения проклясть еврейский народ. В отличие от него, самые заклятые грешники народа Израиля обладают потенциалом раскаяться.

«Согрешил я, ибо не знал я» (Балак, 22:34)

Билам пошел по недоброму пути. Пошел против воли Ашема. Пошел проклинать Исраэль.

И на этом пути начались беды. Ослица свернула с дороги и пошла по полю, потом прижала его ногу к забору, а, в конце концов, просто легла под ним. Билам раз за разом ударял ее, но положение стало еще хуже.

Вдруг его глаза раскрылись, и он увидел ангела, стоящего перед ним с обнаженным мечом в руке. Теперь он понял поведение своей ослицы. И тогда сказал он ангелу: «Согрешил я, ибо не знал, что ты стоишь передо мной».

А если не знал, то почему согрешил? Объясняет святой Ашла, благословенна память праведника: он согрешил тем, что не знал!

«Я не знал» — это не оправдание.

Придет человек в высший мир и станет ему ясно, что много законов он нарушил по ошибке, из-за незнания. Он будет оправдываться: «Я не знал». И скажут ему: «Это не ответ! Почему ты не знал? Почему не посещал уроки Торы, почему не учил? Даже нееврей был убит (!) за то, что мог учиться и не учился (Трактат Бава кама, 92).

Но если еврей учился, однако “приблизительно”, и законы не были ему ясны до конца — тогда ошибка в учебе приводит к умышленному нарушению» (Трактат Авот, 4:13). Ведь и в гражданском законодательстве существует правило, что «незнание законов не освобождает от наказания».

Более того, Билам согрешил тем, что не заметил необычного поведения своей ослицы, того, что, как видно, Небеса подают ему знак, чтобы сменил направление.

Но давайте всмотримся в себя. Идет ли у нас все «гладко» в личной жизни, общественной, денежной, товарищеской, государственной?! Не должны ли мы раскаяться: «Согрешил я, ибо не знал».

Давайте, узнаем, изменимся к лучшему и возвысимся!

Известны слова гаона, автора книги «Яарот дваш», благословенна память праведника, что «тот, кто не учил глубоко алахот субботы дважды и трижды, не сможет избежать случая осквернения субботы!» И его слова приведены в книге «Мишна брура» в разделе алахот субботы.

Многие удовлетворяются тем, что соблюдают субботу «приблизительно», и о них рассказал притчу раби Бен Цион Коэн, благословенна память праведника, из Жербы.

История о достойной женщине, венце своего мужа, встающей затемно, чтобы смолоть муку тяжелыми жерновами, требующими много сил, просеять муку, замесить тесто и спечь их него хлеб. Пожалел ее муж и стал думать, как облегчить ей работу.

Человека ведут тем путем, по которому он хочет идти. Однажды шел он по рынку и увидел миниатюрные деревянные жернова — игрушку для малых детей. Справился он о цене, и попросили за них несколько грошей. Как он обрадовался! Охотно заплатил за них и принес домой. Сказал он жене: «Конец твоей тяжелой работе! Принес я тебе маленькие и легкие жернова, прямо, как детская игрушка!»

Засмеялась жена и ответила: «Верно ты сказал, это детская игрушка. Но зерно они смолоть не смогут»…

Так и те, кто не знает алахот субботы и нарушает запреты, за которые полагаются жертва хатат и скила, думая, что суббота — детская игра. И не знают, что это важная заповедь, и нарушения ее ужасны. (Авотейну сипру лану. Бней Цион)

«Переночуйте здесь эту ночь» (Балак, 22:8)

Взять время на перерыв

Бюджетный дефицит сопровождает любое правительство издревле. Есть правительства, которые распределяют недостаток бюджета справедливо и равно, а есть такие, кто думают, что спасутся от притеснения слабых слоев населения. Дают пенсии членам кибуцев и отнимают стакан молока у детей. Финансируют танцевальные ансамбли и урезают параграфы на культуру Торы. Но почему вы думаете о конкретном главе правительства, здесь имеется в виду Антиох. Который строил стадионы для спортивных состязаний, но послал солдат разграбить Храм. Он даже нашел еврея, который вызвался исполнить это задание. Не бесплатно, разумеется. Ему было обещано, что первый предмет, который он вынесет, будет его. Йоси Мешита звали его, да отомстит Ашем за его кровь. Но не будем опережать события. Этот Йоси готов был запустить руки в святыни своего народа. Антиох стоял снаружи и боялся войти в святое место. Йоси вошел и ослеп от яркого света. Стены высотой в пять метров были облицованы золотыми листами. И жертвенник золотой, и стол золотой. Но он выбрал менору высотой в полтора метра, отлитую из цельного слитка чистого золота. Положил ее на плечо и вышел. Ведь так ему было обещано: первый предмет — его.

Увидел Антиох предмет искусной работы, поразительной красоты, и сказал: «Не может невежда, обычный человек, пользоваться такой вещью». Она украсит мой дворец. Но я дам тебе компенсацию: то, что ты вынесешь сейчас, будет твоим. И еще я дам тебе освобождение от государственных налогов на целый год. Станешь большим богачом! Но Йоси отказался. Не согласился. Не принял предложения об освобождении от всех налогов в течение года, и двух лет, и трех. И вообще он отступил от этого дела, нарушил соглашение. Не готов он войти еще раз. Раскаивается в том, что сделал раньше. «Мало того, что я разгневал моего Творца один раз, я разгневаю Его во второй раз?!»

Антиох разозлился, почувствовал, что его предали. Вот, был еврей, готовый изменить своему народу и Б-гу, осквернить все святое, но раскаялся. Нет, это бунт против него, он этого не потерпит. Войдет по принуждению и по принуждению вынесет Храмовую утварь!

Что сделал? Принесли слесарный стол в азару (Храмовое помещение) и привязали к нему Йоси. Сказали ему: «Когда будешь готов, скажи».

Принесли пилу, и начали его распиливать. Его кровь лилась, а он кричал: «Горе мне, что я разгневал моего Творца»

Так умер Йоси Мешита, да отомстит Ашем за его кровь.

Эту историю (Мидраш Берешит раба, 65:22) нужно понять: что случилось, ведь час назад он готов был войти столько раз, сколько с него требовали, вынести все. Что привело к перевороту, что привело к раскаянью? Ответ: перед этим он катился в пропасть. Но Антиох своим желанием забрать себе менору вбил клин, нажал на тормоза. Увлекающий поток остановился. Йоси смог подумать, провести самоотчет. Увидел, куда он скатился и сделал тшуву.

Почему мы вспомнили этот рассказ из мидраша,? Из-за случившегося в нашей главе. Балак послал князей и старейшин Мидьяна к Билиму, чтобы проклял Исраэль. Просил у них Билам, чтобы переночевали у него, «и остались князья Моава с Биламом». И спрашивает Гмара (Трактат Санедрин, 105): «Князья Мидьяна куда пошли? Поскольку сказал им: переночуйте здесь эту ночь, и отвечу вам, сказали: есть ли отец, ненавидящий сына» и вернулись обратно. И удивляется гаон раби Хаим Зайчик, благословенна память праведника: А раньше они что полагали? Разве они не знали, что вышел народ из Египта силой великой и мышцей простертой, и Творец назвал их «Сын Мой, первенец Мой, Исраэль (Шмот, 4:22)», и показал им казнями Египетскими, что управляет Он всем творением. Как же они полагали, что он даст проклясть и уничтожить Исраэль?

А ответ: вначале они не думали… Были увлечены потоком ненависти и не остановились, чтобы подумать. Но когда Билам сказал: «Переночуйте здесь эту ночь», им был дан перерыв, время для обдумывания, для самоотчета. Он вдумались и вернулись обратно…

И также хотел Аарон отодвинуть поклонение тельцу, сказав: «Праздник для Ашема завтра» (Шмот, 32:5), быть может, одумаются, протрезвятся. И Моше рабейну сказал общине Кораха: «Утром известит Ашем, кто Его» (Корах, 16:5), «он хотел оттянуть время, быть может, вернуться они к тшуве». (Мааян ашавуа)

«Как хороши шатры твои, Яаков» (Балак, 24:5)

В обычае мудрецов привлекать своих жен к участию в разных событиях, а главное к добрым известиям, которые они получают.

Пути установления истинного мира в наших жилищах

Рассказал гаон, раби Моше Мордехай Шолзингер, что когда у него родился сын, пришел он с этим известием к автору книги «Кеилот Яаков», благословенна память праведника. Стайплер встал со своего места, подошел к своей жене и сказал: «Ты слышала, у реб Шломо Коэна родился внук. И излечилась вся семья».

Можно научиться этому обычаю у раби Шмуэля Вознера. Когда к нему пришел рав Шах, благословенна память праведника, чтобы продать хамец, попросил рав Вознер благословить его жену рабанит. И когда пришел гаон, праведник раби Йосеф Цви Динер к раву Вознеру, он также попросил его благословить рабанит.

Много путей есть для установления истинного мира в наших домах. Сделать какие-то малые вещи, не требующие никаких усилий, но духовная атмосфера в доме взлетает вверх.

И вот чудесный пример этому. В доме гаона, праведника раби Йосефа Цви Динера, существовал обычай, производящий впечатление не только на случайных гостей, но и на самих членов семьи.

Когда в субботнюю ночь пели отрывок «Эшет хаиль», и доходили до пасука «Многие жены добродетельны, но ты превосходишь их всех», на слове «ты» все указывали пальцем на рабанит, хозяйку дома. «Но ты превосходишь их всех». Чтобы знали, что благословение присутствует в доме из-за жены, превосходящей всех.

Нет обычая, лучше этого, чтобы установить в нашем доме настоящий мир. Разве это так трудно? Разве этот обычай требует так много сил?

Госпожа Люксенбург рассказывает в своей книге «Сестра наша мала», что когда она гостила перед своей свадьбой в доме рава Динера пятьдесят лет назад, этот обычай произвел на нее неизгладимое впечатление.

Гостья не знала, об этом обычае. Все члены семьи с удовольствием пели «Эшет хаиль», и вот, вдруг, дойдя до вышеупомянутого пасука, все указали пальцами на хозяйку дома. Но ты превосходишь их всех. (Алейну лешабеах)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше