Раби Арье Левин рассказывал историю об одном из учеников Виленского гаона, раби Моше Ашкенази, который в течение всего года скитался по местечкам и обучал еврейских детей Торе. Он с трудом находил себе пропитание, и возвращался домой по праздникам, принося с собой небольшую сумму денег семье на жизнь.
Как было принято у благочестивых евреев того времени, он принял на себя выполнять одну заповедь особенно тщательно, с самопожертвованием. В его случае это была заповедь цицит. Он дал обет никогда не ходить ни шагу без талит-катана (четырехугольной одежды, на краях которой привязаны кисти, которые и называются цицит).
Один раз, в месяце Нисан, перед Песахом, он направлялся домой на телеге после многомесячного отсутствия, и вез с собой узелок с деньгами на покупки для праздника. Телегу вел простой извозчик.
Ближе к вечеру р. Моше спустился с телеги, встал на камень поодаль от дороги и приступил к молитве. Когда он уже возвращался к телеге, одна из кистей цицит зацепилась за камень и оторвалась от талита.
Поскольку р. Моше принял обет не пройти ни шагу без цицит, он остался на месте как вкопанный. Он издалека подозвал извозчика и попросил его привезти цицит из соседнего городка. Извозчик, который знал о его обете, согласился только на одном условии — что р. Моше отдаст ему все свои деньги. Тот, не задумываясь, согласился.
Извозчик же оказался вором и злодеем: он забрал деньги, уехал и не вернулся. Р. Моше остался без ничего: ни денег, ни цицит. Он стоял на одном месте более двадцати четырех часов, пока кто-то из прохожих не сжалился над ним и не дал ему свой талит на время, чтобы он мог вернуться домой.
Прошли годы, и брат р. Моше, раби Ицхак, которого почитали все евреи Литвы, тяжело заболел. Врачи отчаялись его спасти.
Родственники послали за братом, р. Моше, чтобы тот помолился за больного. Р. Моше был известен силой своей молитвы, и на него была вся надежда.
Когда раби Моше зашел в дом брата, он попросил всех присутствующих выйти из комнаты больного. Но поскольку дверь не была герметично закрыта, некоторые члены семьи смогли увидеть, что делал р. Моше в комнате.
Они увидели, что р. Моше снял с себя цицит, положил на кровать больного, и обратился к Всевышнему: «Властелин мира, одна заповедь есть у меня, которую я исполнял изо всех сил — цицит. Я готов отказаться от всей награды за нее в Будущем мире, только ради того, чтобы в заслугу этой заповеди мой больной брат выздоровел!»
Так стоял раби Моше и молился, в плаче и мольбах, а все присутствующие были чрезвычайно взволнованы, видя, как он отказывается от Будущего мира ради излечения своего брата-праведника.
Через короткое время раби Ицхак, на удивление врачей, выздоровел.
Раби Арье Левин закончил рассказ и сказал: «Иногда человек отдает ради ближнего свой Будущий мир, и это — истинное самопожертвование».
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?