Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек называется «тайной мира», поскольку он — микрокосм

Знание себя

«Мы видим, что у души есть разум изучать все, что есть в мире. И есть у нее другой, высший разум, которым она знает себя, и знает свое знание, и это — разум разума. Этим разумом она близка к Творцу. Ибо человек в час своего рождения подобен животному, и когда он приобретет разум, у него будет преимущество над животным, а если зайдет далеко в знании и мудрости, то премного отдалится от животного, и душа его поднимется на высшую ступень, ибо она размышляет о высших вещах. Если же она займется размышлениями о Творце, добавит еще возвышение себе, если же будет знать себя, преумножит свой уровень в несколько раз, ибо, познавая себя, он будет знать все знания, ибо вся знания включены в душу. И потому, когда она поднимется, то весьма приблизится к Творцу и отдалится от смерти, ибо смерть властвует только над телами, близкими к ней, а на далекими от нее силами она не властна. И еще: душа человека своим разумом и мудростью знает своего Создателя, и если она связана с Ним, еще будучи в теле, то мы не сомневаемся, что соединится с Ним после того, как выйдет из тела» (Рабейну Там, Сефер аЯшар).

«Познавая себя, будет знать все знания, ибо все знания включены в душу». Эта концепция весьма широка и глубока, мы опишем ее лишь вкратце и дадим только определения. Приведем слова мудрецов и наших учителей.

Человек называется «тайной мира», поскольку он — микрокосм. «Святой, благословен Он, да будет Его великое Имя благословенно вовеки и вовеки веков, Своей мудростью и разумением сотворил весь мир, и сотворил небо и землю, высших и нижних. И создал в человеке все, что сотворил в Своем мире» (Авот дераби Натан).

В этом сущность человека, он сотворен в образе Б-га. Как объяснили нам учителя: «Всевышний после того, как сотворил все миры, сотворил человека, последним в акте творения, замечательное создание… В него включены чистоты чудных светов и высших миров и чертогов, которые предварили его. И все строение высшей Славы в порядке глав Колесницы. И все частные силы, находящиеся во всех высших и нижних мирах. Все они дали силу и часть от самих себя в его строительстве и включились в него в числе составляющих его сил». (Нефеш аХаим ч.1 гл. 4). «Познав себя, будет знать все знания, ибо вся знания включены в душу» (Рабейну Там).

«Из плоти моей я увижу Б-га» (Иов 19:26).

Созданный по образу Б-га, знающий суть своего строения сможет уразуметь пути Творца в управлении мирозданием, через которые Тот раскрывается Своим созданиям. Как объясняется в словах раби Моше Кордоверо, приведенных выше, человек построен «в тайне Высшей формы», тайне образа Б-га. Подробно же это объясняется в первой части книги Нефеш аХаим.

Вот как объясняет Рамхаль обязанность человека познать самого себя: «Второе знание (которым человек должен заниматься, чтобы стать истинным служителем Всевышнего) — знать самого себя. Здесь начинаются основные знания. Тайна этого тела во всей его форме и органах и всех аспектах управления им — как они укоренены в высших сфирот, что все они приходят к этой категории образа человека. Именно в этом смысле он — последнее творение, и все тянется к нему. Кто он? Что есть человек, в руках которого все это служение? И тогда поймет, как следует, почему он — завершение всего мироздания. И поймет связи между собой и сфирот, и что все аспекты служения зависят от этого знания. И как происходит исправление тела: здесь понимается тайна этого образа, который соответствует относящимся к нему замыслам… и так достигается понимание “Из плоти моей я увижу Б-га” — видеть и понимать все действия человека и его движения, как все они укоренены в сфирот» (Предисловие к изучению Мудрости).

Об этом сказано: «Велика сила пророков, уподобляющих форму ее Создателю». А истинные мудрецы «знают эту истину посредством находящегося в них духа святости».


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»