Из цикла «Даат тфила», темы: Виленский Гаон, Молитва, Раши, Сознание, Праведники, Даат, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Кавана
Молитва есть взывание к имени Всевышнего. Израиль, «знающие Твое Имя», ведают волю своего Творца и Его страстное желание их молитв. Посредством духа святости внутри себя они знают истину: желание Всевышнего — чтобы было у Него «жилище в нижних мирах». Ради этого и раскрыл Он свои пути и Имена в мироздании. Это знание есть основа их служения: ведать силу страстного желания Творца в их служении, и мощь Его воли воздать им благо. Будучи причастны этому знанию святых, они опираются на силу молитвы и предстают, даже с долей дерзости, просить чуда, чтобы прорвать управление природы. Зная космическое значение своих деяний, призванных «пробудить воздействие из источника воли на все мироздание», они аннулируют свою волю ради исполнения этой воли Творца, и их служение цельно — оно «для потребности Всевышнего».
Это дело жизни человека «молящегося», «праведника мира»: соединить небо и землю. В этом основа существования мироздания — соединение его со своим корнем. «Все молитвы Израиля — о Храме», о месте соединения высших и нижних.
«Сказал раби Элазар: Велико Святилище, которое дано между двух Имен, как сказано: “На месте, что жилищем Ты сделал Себе, Г-споди, в Святилище, Владыка, что устроили руки Твои”.
И сказал рав Ами: Велико знание (даат), которое дано между двух Имен, как сказано: “Ибо Б-г знаний Г-сподь”.
И сказал раби Элазар: каждый человек, у которого есть знание — как будто в его дни построен Храм: знание дано между двух Имен, и Святилище дано между двух Имен».
Даат — это сила, соединяющая все структуры мироздания в одно совершенство. Дух святости — соединение нижних и высших миров. Соединение всех частей человека в одно исправленное целое, «образ Б-га», а человека и все зависящее от него мироздание — с Творцом. И оно же пробуждает любовь — предел отношения и соединения между Творцом и Его творениями.
Предел совершенства этого соединения есть благословение. Исполнение воли Творца: изобилие воздаяния блага созданиям, приобщенным к Нему. «И сказал раби Элазар: Каждый человек, в котором есть знание (даат), в конце концов обогащается, как написано (Притчи 24): “Знанием покои наполнятся всяким достоянием — драгоценным и приятным”». Сила наполнения находится в даат. Осознание объединяет все мироздание и обращает его поставить свое существование как обладающее недостатком, как зависимое от Творца. Такое приобщение к Создателю притягивает изобилие жизни, блага и благословения от их Источника.
«Сказал Абае: Мы считаем, слово “нищий” всегда относится к нищему духом, бедному осознанием». «На Западе (в Земле Израиля) говорили: Если это в нем — все в нем, если этого нет в нем — что в нем? Это приобрел — чего недостает? Этого не приобрел — что приобрел?» (Недарим 41).
* * *
Мы возвращаемся к словам Раши, которыми он определил понятие даат: «дух святости». Дух святости есть максимальное соединение нижних и высших миров. Однако же всякая категория даат относится к духу святости, как объяснялось выше, в главе 2. Служение отделения человека от материальности и тела, возвышения его ради соединения с Творцом, чтобы подняться и поднять всю свою структуру, дабы держаться своего святого корня. И тем самым присоединить все мироздание, зависимое от него и получающее воздействие от его деяний, заставить его прилепиться к Творцу — это и есть категория духа святости. И каждое служение в сосредоточенности и концентрации является углублением «знания святых», дополнением духа святости.
От каждого человека, в соответствии с уровнем его сознания, требуется подготовка к молитве, заключающаяся в сосредоточении и концентрации (буквально ישוב הדעת, «упорядочивании сознания»). «Потому в час, когда он встает молиться… пусть снимет тело со своей души… как будто у него вообще нет тела, и только одна душа говорит свою молитву… и тогда представит, как будто он оторван от этого мира, и он — один из тех, кто поднялись ввысь» (Нефеш аХаим ч.2 гл.14).
Такова форма молитвы великих знанием. Сама молитва становится достижением духа святости, знания святых: «Молящийся должен обратиться к Творцу, стоя на ногах и блаженствуя сердцем и устами, его руки распростерты и его органы речи произносят и говорят, а остальные его части трепещут и дрожат… Приобщается, готовит себя, молит, кланяется и падает ниц, плачет, поскольку он стоит перед великим и страшным Царем. И постигнет его ужас и затмение, так что обнаружит себя в мире идей. Поддалась его душа и вывела его из мира ощущений, как будто он скрылся от них. И воззрит он через свое воображение и увидит, и услышит то, в чем не будет сомнения» (Рамбам, Пиркей Ацлаха).
Вторя словам Виленского Гаона «По мере осознания человек называется человеком», мы утверждаем: «По мере осознания и сосредоточения молитва человека называется молитвой».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»