Из цикла «Даат тфила», темы: Провидение, Душа, Рамбам, Судьба, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«У человека есть мазаль (судьба, рок)» (Талмуд, Бава кама 2). «У него есть разум, подсказывающий ему, как хранить себя» (Раши).
Мазаль — это сила, текущая и влияющая из высших миров, и связывающая человека, который находится в нижних мирах, «месте исчезновения и гибели», со своим корнем. Это и есть даат — тайна существования человека, его связь с миром идей, с чистой душой. Понятно, что Гемара в Бава кама говорит о «простом разуме» (см. выше гл. 1). Но отсюда мы учим, что мазаль — это даат, и для каждого человека существование в этом и Грядущем мире по мере его качества даат.
«У человека есть мазаль».
«И вот, открылась мне замечательная интерпретация, посредством которой отойдут сомнения и раскроются Б-жественные тайны». Так начинает Рамбам (Путеводитель ч.3, гл.51) свое объяснение Провидения по отношению к событиям нашего мира. «Человек, совершенный в своем постижении, разум которого никогда не отходит от Всевышнего, Провидение будет на нем все время. А человек, совершенный в постижении, мысль которого отойдет от Всевышнего на какое-то время, будет над ним Провидение только в момент, когда он думает о Творце. Но Провидение отойдет от него во время его занятия своим делом, но не так, как отходит от совсем неразумеющего, а лишь уменьшится то Провидение… И поэтому мне кажется, что если постигло зло кого-то из пророков или благочестивых совершенных людей, это могло произойти только в момент такого забытья, и по мере этого забытья — проявится сила зла».
Приобщение разума и познания (даат) к Всевышнему осуществляется через присоединение человека к миру идей, к святой Торе. Ведь воля Всевышнего — это Тора, и тогда Он хранит существование человека. Прилепившийся своим познанием к Творцу вознесен над всеми проблемами материального мира.
Далее Рамбам разбирает Псалом 91, объясняя, что в нем идет речь именно об этом Провидении. «Живущий под покровом Всевышнего в тени Всемогущего обитает. Скажу Г-споду: Убежище мое и крепость моя — Б-г мой, на которого полагаюсь я… Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он знал имя Мое…». Прилепление даат, познания, в котором заключена сама сила воли и желания, к Торе — воле Всевышнего и Его именам, поднимает и возвышает человека над природой и ее опасностями.
Вот как объясняет это Нефеш аХаим: «И потому человек, принимающий на себя иго Торы… возвышается над всеми делами этого мира. И Всевышний надзирает над ним индивидуальным провидением, которое выше всех природных сил и законов, поскольку он прилепился к Торе и, если можно так выразиться, к самому Всевышнему».
«И в этом причина того, что наш учитель Моше в Торе, говоря о награде за заповеди, не раскрыл воздаяние в мире душ, поскольку это вещь естественная, ибо нет погибели у трансцендентных разумов. Но он подробно описал блага материального мира как награду за заповеди, ведь это — чудеса и диковины» (Рамбан).
Бессмертность души заложена в самой ее сути: нет погибели у трансцендентных разумов. Говоря словами рабейну Тама: «Мудрость и осознание (хохма и даат) не пропадут, они существуют вечно, и если пропадут от сотворенного знающего, не пропадут от Знающего — Творца. Осознание есть высшая сила, над которой не властна гибель… Душа хранит себя осознанием, которым она знает себя и включает ее, и потому не пропадет, ибо она — знающая, и она — знаемая, и она — знание, поскольку разум, разумеющий и разумеемое есть одна сила. Таким образом душа, которая есть осознание, не пропадет, ибо осознание не пропадает». Прилепленность и объединение души человека с миром идей — это возможность ее вечного существования в Грядущем мире. А это объединение происходит в силу качества даат, как мы объясняли выше. «В Грядущем мире нет ни еды, ни питья… но праведники сидят, и их венцы на головах их…» — то есть, знание (даат), «которого они достигли, и из-за которого удостоились Грядущего мира» (Рамбам).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»