Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Таким образом, мы смогли определить области познания. О сущности Бесконечного мы вообще не говорим. И о каждом, кто помыслит о ней какое-либо положительное постижение или какое-то определение восприятия и имя, сказано, что «ему лучше было бы не приходить в этот мир» (Хагига 11). Все наши речи о сущности Бесконечного — только отрицания. Отрицание всякого постижения и положительного человеческого восприятия. Однако категории раскрытия Всевышнего в мире со стороны Его соединения с мирами — там мы постигаем и делаем положительные утверждения. О Его святых именах, которые являются корнем Его управлений в мире. О постижении Его путей, размышлении о них, следовании им и прилеплении к ним.

В этой категории мы обязаны постичь настолько, насколько это возможно, — ведь в этом заключается цель творения. Как объясняет Рамхаль: «Поверхностное понимание заключается в том, что Эманирующий сотворил мир, чтобы дать место описаниям… Что Он называется Милосердный, Милостивый, Долготерпеливый и т.д. А из этого проистекает все знание Святого Древа со всеми его ответвлениями. И это называется знание описаний: знать, сколько описаний есть, а именно — сколько качеств, сколько сфирот, по какому порядку они упорядочены, и как развиваются одно из другого, и как это знание распространяется вовне этой границы» (Питхей Хохма веДаат).

Раскрытие воли Творца — в Торе и в святых Именах

Тора, раскрытие воли Всевышнего, вся состоит из имен Творца. Откуда в Торе мы учим о необходимости благословлять перед изучением Торы? Как сказано: «Когда призову Имя Господа, воздайте величие Богу нашему» (Брахот 21). А в предисловии Рамбана к его комментарию на Тору сказано: «Есть у нас истинное предание, что вся Тора — имена Всевышнего. Что слова делятся на имена другим образом… кроме сочетаний и числовых значений имен… И поэтому свиток Торы, в котором есть одна ошибка, непригоден… По-видимому, Тора, написанная “черным огнем на белом огне”, была записана без пробелов между словами, и можно было прочитать ее как имена, а, по-обычному, можно прочитать ее как заповеди… Она была передана нашему учителю Моше разделенной, как чтение заповедей, а устно ему было передано ее прочтение в качестве имен…»

«Об этом говорит Писание (Дварим 11:22): “Любить Господа… и прилепляться к Нему”. И сказали мудрецы, что это означает “прилепляться к Его качествам”, — ведь с помощью Торы человек постигает качества Всевышнего и детали Его управления сотворенными существами, и все Его качества есть Его святые имена. Ибо каждое имя следует за действием и провидением, постигаемыми нами от Него. И вся Тора — имена Творца, все — Его качества, ведь в Торе Он дал знать Свои пути, как сказано в Писании: “Известил Он Моше о Своих путях, сынам Израиля — деяния Свои”. И как же человек сможет познать Его качества, чтобы прилепляться к ним, если не будет заниматься Торой денно и нощно, — ведь она детально объясняет все заповеди, ведь качества Всевышнего, духовные и неизмеримо возвышенные, воплотились и облачились в детали заповедей в материальном мире, по Торе» (Ор Тора, р. Й.А. Хавер).

Раскрытие воли Всевышнего в мире есть Тора, и цель раскрытия Его имен и путей — чтобы мы постигли их и размышляли о них, прилепились к ним и шли по ним, стали для них колесницей. Оба эти раскрытия есть одно.

Обязанность постижения имен и путей Всевышнего

В этом заключается цель творения: «Творец создал мир, чтобы воздать сотворенным совершенное благо». Как объясняется в начале книги Месилат Йешарим, «человек сотворен только для того, чтобы наслаждаться Господом и получать удовольствие от сияния Его Шехины, ибо это — настоящее блаженство и величайшее наслаждение, которое может существовать». А ведь это блаженство заключается «в постижении Бога», а вся возможность постижения Бога относится только к познанию Его имен и путей, к постижению Его воли, как она раскрылась в Торе.

В этом и заключается достоинство Израиля, который называется «знающие Твое Имя». Человек полностью совершенен, когда он становится «любимым сыном» Творца: на него нисходит индивидуальное Божественное Провидение, и он превознесен и отделен от всех превратностей материального мира, как сказано в Псалмах: «Превознесу его, ибо он знает Мое Имя». Слово «знает» (ידע) означает соединение и связь («…и Адам познал Хаву»). «Тот, кто знает Всевышнего, находит милость в Его глазах. И поэтому Моше сказал: “Дай мне познать Твои пути, чтобы я нашел милость в Твоих глазах”. (Рабейну Бехае). В этом цель знания, прилепления и бытности колесницей для раскрытия путей Всевышнего в мире: “Ибо совершенный праведник есть колесница Всевышнего”.»

Еще о выяснении областей постижения

Автор книги Лешем объясняет контекст слов Рамбама о постижении единства Творца. Рамбам утверждает, что это постижение только через отрицательные утверждения. Выше же мы привели от имени Рамхаля, что каббала занимается положительным познанием и постижением.

«Знай, что все слова Рамбама в Путеводителе по поводу единства Всевышнего относятся, по мнению каббалистов, к самой Сущности, которая выше цимцума (изначального сокрытия Бога) и в этом слова Рамбама святая святых, и никто не может научить нас, как он, об истинном простом единстве Творца. Однако же по поводу раскрытий Творца для потребностей всего бытия, в контексте которых дана Тора Израилю, и там находятся все смыслы Торы и причина всего Управления во всех его процессах и событиях — от дня сотворения человека на земле и до окончания последнего исправления — этого ни один человек не может постичь самостоятельно, если не прибегнет к цельному учению Каббалы».

Данное различение мы находим уже в словах рабейну Тама в Сефер аЯшар: «Знай истинно, что нет ничего, что можно было бы присоединить к Творцу в качестве атрибута. Ни силы, ни жизни, ни мудрости, ни реальности, ни единства, ибо Он неведом и вне всех этих сил, и не следует описывать Его ими. Однако же мы вынуждены говорить о Нем в этих терминах, по двум причинам: во-первых, так говорится в Писании, “Господь мудростью основал землю”. И во-вторых, мы должны описывать Его, к примеру, термином реальности, чтобы отрицать по отношению к Нему все описания, которые сопровождают того, у кого нет реальности. Ведь тот, у кого нет реальности — не существует, отсутствует и не обладает силой. Точно так же мы скажем, что Он один, чтобы отдалить от Него все вещи, которые сопутствуют тому, кто более чем один, например множественность, делимость и т.п. Так и любое имя, которым мы называем Творца — не потому, что Ему подобает это имя, но чтобы отдалить от Него все вещи, сопутствующие противоположности данного имени.

Первое: “Господь мудростью основал землю”. Это аспект раскрытия в мире Всевышнего и путей Его управления. Оно доступно постижению человека по стезям мудрости. Второе: “Чтобы отрицать все описания”: отдаление и отрицание любого постижения и познания сущности Творца.

Подобно тому, как невозможность постижения сущности Творца — одна из основ веры, так обязанность постижения Его раскрытия в мире — одна из основ веры.»


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»