Из цикла «Даат тфила», темы: Провидение, Еврейская молитва, Связь с Творцом, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Имя Творца, Качества Творца
«И сказал Моше Богу: Вот, я приду к сынам Израиля и скажу им: Бог ваших отцов послал меня к вам. И скажут мне: Каково его Имя? Что я скажу им?» (Шмот 3:13). Сказал раби Аба бар Мамаль: Сказал Бог Моше: Ты хочешь знать Мое Имя? По Моим действиям Я называюсь: иногда Я называюсь Бог Всемогущий, Бог Воинств, Бог, Господь. Когда Я сужу создания, Я называюсь «Бог» (Элоим), а когда Я веду войну со злодеями, называюсь «Бог Воинств» (Цваот), а когда Я задерживаю возмездие за грехи человека, называюсь «Бог Всемогущий» (Эль Шадай). Когда же Я проявляю милосердие к Моему миру, Я называюсь Авайе, ибо Авайе — не что иное, как качество Милосердия, как скаазно: «Авайе, Авайе, Бог милосердный и милостивый». Это и есть «Я буду Тот, Кто пребудет» (Эйе ашер Эйе) — Я называюсь в соответствии с Моими деяниями (Шмот раба 3).
Здесь мы объясним рамки познания имен Всевышнего, определим области, где мы постигаем и высказываем положительные утверждения, а где — граница постижения, за которой мы можем говорить только об утверждениях отрицательных. Вследствие большой важности и возвышенности данной темы, мы приведем слова Учителей о ней в прямых цитатах.
«По Моим деяниям Я называюсь»: объяснили в этом мидраше, что Моше хотел узнать Его (сущностное) Имя, но Всевышний ответил ему, что невозможно назвать Его по имени, а лишь по Его действиям в данный момент времени. Ибо всякое имя указывает на сущность, например, огнем называется объект горячий и сухой. И здесь есть два аспекта: первый — тот, что мы можем различить со стороны самого его существования, а не со стороны сущности. А второй — со стороны сущности, и это — составность. И еще: каждое имя есть определение объекта, и каждое определение состоит из вида и отличия, а Всевышний абсолютно прост. И еще: имя указывает на особенность, ибо имя, несомненно, относится к чему-то конкретному, а к Всевышнему не может относиться ничто особенное, поскольку нет ничего вне Его. И потому к Нему не может относиться выделенное имя, ибо каждое имя указывает на некую особенность, а к Нему не может относиться особенность.
Поэтому, когда Моше спросил, как Его Имя, Всевышний ответил, что Его Имя — «Сущий, который пребудет», что Он так называется. Другими словами, Сущий, о Котором ничего не известно, кроме того, что Он — сущность. И добавил «который пребудет», чтобы сказать, что Он — простая сущность. И поскольку Он — простая сущность, нет у Него определенного имени, а лишь в соответствии с Его действием в данный момент (Маараль, Гвурот аШем 26).
Даже Четырехбуквенное Имя Авайе не следует употреблять по отношению к Сущности Бесконечного как таковой, как объясняет Нефеш аХаим: Ибо Сущность Бесконечного скрыта более всего скрытого. И не следует называть ее никаким именем, даже именем Авайе… (И даже то, что в Зоаре Он называется Бесконечным, это не название Его Самого. Но имеется в виду наше постижение Его со стороны сил, воздействуемых от Него, когда Он по Своей воле соединяется с мирами). А то немногое, что постигаемо нами, и мы называем и употребляем несколько названий, имен и качеств Всевышнего, как мы видим в Торе и в любой молитве — все это только со стороны Его соединения с мирами и силами с момента творения. Чтобы дать им существование и жизнь и управлять ими по Своей воле. (Эти силы названы «постепенным развитием сфирот»). И в соответствии со всеми изменениями деталей порядков управления, которые проникают и спускаются в этот мир — к милости ли, к суду или к милосердию, с помощью этих высших сил и их смешения, изменяются эти имена и названия. Ведь у каждого частного аспекта из порядков управления есть частное название и имя. Именно на это указывают объяснения всех названий: они происходят со стороны сотворенных сил. Например, «милосердный и милостивый» означает милосердие и милость по отношению к сотворенным существам. И даже сущностное особое Имя Авайе мы относим не к сущности Всевышнего самой по себе, но со стороны Его соединения с мирами. В соответствии со смыслом этого Имени: «был, есть и будет и дает существование всему». Другими словами, Бог по Своей воле соединяется с мирами, чтобы дать им существование в каждый момент времени.
И в этом — все наше постижение Всевышнего, если можно так выразиться: все — только со стороны Его соединения с мирами и распространения в них (Нефеш аХаим ч.2 гл.2).
Ясно и четко сказал об этом Рамхаль: «Правило таково: все, что мысль человека может воспринять и представить себе, без всякого сомнения, не является сущностью Творца».
Мысль сотворенного существа ограничена уже в силу того, что он — сотворенный, а в Бесконечном нет определения и границы. Так что по самой своей сути мысль человека не имеет никакого отношения к какому бы то ни было постижению сущности Творца. Однако Имена были раскрыты людям, чтобы у них было постижение и какое-то понимание раскрытий Всевышнего в мире. Как пишет Рамхаль: «Хотя выше было сказано, что Творец, благословен Он, хотел дать нам возможность постичь Его сокровенное совершенство, очевидно, что не имелось в виду, будто Он хотел дать нам постижение всего своего совершенства, которое неисчерпаемо. Напротив, лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в этой небольшой доле будет все то наслаждение, о котором мы говорили». (Даат твунот 32).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»