Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Знают ли животные о существовании Б-га?

Темы: Мудрость, Душа, Чудеса, Природа, Будущий мир, Страх, Благодарность, Связь с Творцом, Животные

Отложить Отложено

Ув. раввины! У меня к вам вопрос. Знают ли живые существа о существовании Вс-вышнего? И если да, то где об этом сказано? Никита

Отвечает рав Арье Гальчук

Здравствуйте, Никита!

На первый взгляд трудно предположить, что животные знают о существовании Б-га. Ведь разум их материален и они не в состоянии осмыслить духовные (абстрактные, не связанные с материей) понятия. Скорее всего, они просто воспринимают мир как данность, не задумываясь над тем, Кто его создал, так же, как поступают некоторые не самые интеллектуальные люди.

«Вол знает владельца своего, а осел — ясли хозяина своего» (Йешаяу 1:3). Это то, что они могут осознать, и не более того, и никто не требует от них большего. Я еще не видел ни одного осла (в буквальном смысле) который занимался бы философией, или быка, который посещал синагогу. Поэтому животным и не были даны заповеди, в том числе — заповедь верить в Б-га.

Вы можете возразить: а как же известное сочинение наших мудрецов, называемое «Перек Шира» (или «Пиркей Шира» — «Отрывки песнопений»), где приводятся слова, которыми различные животные и птицы (и, кстати, неживая природа тоже) прославляют Б-га?

Вероятно, там имеется в виду, что сам человек, наблюдая за Творением, видит в нем бесконечную мудрость Творца. Видя ее, он испытывает восхищение и благодарность Создателю и ощущает, будто само Творение поет славу Всевышнему.

Поэтому и сказано («Перек Шира», предисловие), что у каждого, кто изучает «Перек Шира» в этом мире, удостоится мира Будущего. Разумеется, речь здесь идет не о бездумном чтении, а о том, что, всматриваясь каждый день в чудеса природы, мы всё больше постигаем Его мудрость, как сказали мудрецы: «Таким образом ты узнаешь Того, по Чьему слову был сотворен мир» (Сифрей[i] к стихам «Шма» — Дварим 6:4-9).

В восьмой главе «Законов раскаяния» Рамбам[ii] пишет, что наслаждаться благом Будущего мира может лишь бессмертная душа, которая по сути представляет собой то знание Творца и Его деяний, которое приобрел человек за всю свою жизнь. Получается, что от постижения мудрости Творца, проявляющейся в Его Творении, напрямую зависит наше положение в Будущем мире.

Вы всё же можете не согласиться, сказав, что в самой Торе описано, как ослица Билама видела ангела: «И увидела ослица ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке его, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; и Билам стал бить ослицу, чтобы поворотить ее на дорогу…» (Бемидбар 22:23). И это означает, что животные в состоянии воспринимать духовные объекты, каковыми являются ангелы.

Тем не менее, наш здравый смысл отвергает такую возможность и говорит: максимум, на что способны животные, — это почувствовать неясную опасность, как они, например, предчувствуя надвигающееся землетрясение или цунами, успевают от них спастись. Так и ослица Билама, скорей всего, просто почувствовала опасность, которую таит в себе ангел, и постаралась свернуть с дороги, вызвав ярость своего хозяина.

Кто знает, может быть, точно так же животные ощущают присутствие Б-га и бессознательно понимают, что они призваны исполнять Его волю?

С уважением, Арье Гальчук


[i] Галахический мидраш на книги Бемидбар и Дварим.

[ii] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше