Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

День независимости Америки — 17 Тамуза, значит, от Америки исходит негатив?

Темы: Исправление, Страдания, Машиах, Разрушение Храма, Радость, Рут, Еврейская история, Сокрытие

Отложить Отложено

Недавно узнал, что 4 июля 1776 года, когда была провозглашена независимость Америки, по еврейскому календарю было 17 Тамуза. Как известно, это трагический день для еврейского народа. Значит ли это, что от Америки будет исходить негативное влияние? N.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый N.,

Большое спасибо, что обратились к нам. Действительно, 17 Тамуза является трагическим днем для еврейского народа.

На протяжении еврейской истории в этот день происходили различные страшные события: Моше Рабейну, увидев, что евреи создали золотого тельца, разбил Скрижали Завета; во время осады Иерусалима в эпоху Второго Храма была проломлена городская стена; во время осады перед разрушением Первого Храма в этот день прекратилось ежедневное жертвоприношение «тамид»; Апостомос, наместник царя Антиоха, сжёг свиток Торы; в Храме была поставлена статуя идола.

Позже в этот день был установлен общественный пост в память о разрушении Храма. Понятно, что это время переосмыслить свои поступки. Обдумать действия, которые привели к этим трагедиям, и извлечь для себя соответствующие уроки.

Однако означает ли это, что всё, что происходит в этот день, имеет негативную окраску (как Вы предположили насчет независимости Америки)? А что, если человек родился в этот день? Это значит, что он будет неудачником или, хуже того, станет причиной трагедий? У нас, например, одна из дочерей родилась 17 Тамуза, что же, нужно теперь беспокоиться за ее судьбу?

Согласно еврейской Традиции, всё на свете имеет определенный потенциал. А человек благодаря свободе выбора, дарованной ему Всевышним, может реализовать этот потенциал к добру или, не дай Б-г, наоборот. Так Рамбам[i] (Законы Раскаяния, гл. 5) пишет, что человек не рождается ни праведником, ни грешником, он сам выбирает, по какому пути пойти.

Это же верно и в отношении времени. Отметим, что чем больше потенциал, тем значительнее и его проявление. До сих пор мы видели, что потенциал 17 Тамуза проявлялся негативно.

Однако мы знаем, что у этого дня есть и положительный потенциал. Так, например, согласно еврейской Традиции, 17 Тамуза Боаз женился на Рут, а, как известно, одним из их потомков был царь Давид. Позже из этого рода выйдет и сам Машиах. Более того, Машиах должен родиться 9 Ава — также трагический день в еврейской истории.

В этой связи Талмуд (Бава Батра 14 б) говорит, что книга Рут — начало Писаний. Талмуд объясняет, что книга Йова не подходит для этого, хотя и была написана раньше, поскольку речь в ней идет о страданиях, а со страданий начинать нехорошо. Книга Рут тоже начинается со страданий, но в итоге эти страдания привели к добру — рождению Давида. Т.е. иногда великий положительный потенциал бывает специально скрыт под «негативной» оболочкой — и нужно приложить усилия, чтобы избавиться от этой оболочки.

Так и день 17 Тамуза сам по себе не несет ничего негативного. А во всём, что происходило в этот день (хотя до сих пор это были трагические события), заложен потенциал развиться в конечном счете во что-то положительное — такого же масштаба и даже больше.

Говорят пророки Захария (8:19): «Так сказал Господь Цваот: пост четвертого (месяца 17 Тамуза) и пост пятого, и пост десятого будет для дома Йеуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими, и правду и мир любите» и Ирмияу (31:12): «Тогда возвеселится дева в хороводе, юноши и старцы — вместе; и превращу Я скорбь их в веселье, и утешу Я их, и порадую Я их после горести их».

Так что многое в наших руках!

С уважением, Яков Шуб


[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

Материалы по теме

Неужели человек может снова вернуться в этот мир?

Рав Зеев Урман

А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?

История еврейского народа 1. Израиль после разрушения Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции и духовности

Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»

По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше