Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Тема

Сокрытие Творца

Сокрытие Творца (Сокрытие Лика, эстер паним) — это понятие, определяющее наши ощущения того, что Вс-вышний «отвернулся» от нас», как было обещано Торой — за то, что мы оставили Его заповеди. В годы тяжелых испытаний, изгнаний и страданий евреям перестает быть очевидным Б-жественное управление миром. Тем не менее, само существование мира — тоже есть Сокрытие Творца, как объясняет Рамхаль. Вс-вышний не допустит полного Сокрытия Лика: в конце концов придет и полное раскрытие Творца.

Оглавление

Как Б-г допустил?.. [↑]

Понятие эстер паним, Сокрытие Лика Вс-вышнего — это, по сути, ответ на распространенный вопрос: «Где был Б-г во время Катастрофы?» А так же — во время египетского рабства, разрушения Храмов, Инквизиции, погромов, кровавых наветов, хмельнитчины, насильственных крещений — список длинный.

Тора видит причину всех человеческих страданий, в том числе — нищеты, болезней и смерти — в деяниях людей, начиная с Первого Человека и вплоть до наших дней. При этом приговаривает человека к страданиям лишь Вс-вышний, который решает, кому жить, а кому умереть. И только Он приводит приговор в исполнение через Своих посланников.

В тяжелые периоды истории людям кажется, что Вс-вышний как бы «скрывает Лицо» — когда перестает быть очевидным Б-жественное управление миром и избранный Им народ не чувствует своей связи с Ним, как сказано: «Я покину их и сокрою лицо Мое от них, и будет он на погибель, и постигнут его злоключения многие и беды, и скажет он в тот день: “Не потому ли, что нет Б-га в среде моей, постигли меня эти бедствия?”» (Дварим 31:17). Но на самом деле, Творец скрыт от нас всегда — не только в годы различных катастроф.

Творец мира и Его творение [↑]

Творец создал этот мир, который мы можем ощущать всеми нашими чувствами. Однако присутствие Творца в творении полностью скрыто от человека. Кроме того, в мире действует множество противоречивых сил, что также заслоняет единство Создателя. И тем более провидение Творца тщательно завуалировано различными естественными «покровами» и вереницей «случайных» событий, не говоря уже о видимой несправедливости и преобладании зла над добром.

Получается, что, с одной стороны, «нет места, пустого от Его присутствия» («Тикуней Зоар», 26), а с другой — реальность Вс-вышнего находится в сокрытии от прямого восприятия человека.

Еврейская традиция сообщает, что существует много уровней «сокрытия Творца». И если до создания Вселенной этот уровень был минимальным, то в нашей реальности — самый высокий уровень Б-жественного сокрытия. Если бы мы ощущали сегодня, что Шхина пронизывает все бытие, мы ясно осознавали бы, что весь мир существует только потому, что Вс-вышний постоянно снабжает его энергией.

Рамхаль пишет в Даат Твунот, что весь наш мир — это сокрытие Сияния Лика Творца. На святом языке слово «мир» — «олам», и слово «сокрытие» — «hеэлем» — это однокоренные слова. Мир был создан для того, чтобы обеспечить возможность существования зла, которое противоречит воле Творца. Это, в свою очередь, гарантирует человеку свободу выбора. Задача человека — выбрать добро, несмотря на препятствия, которые сокрытие воздвигает у него на пути.

Б-г обязан сохранить Свое присутствие в мире. С другой стороны, необходимо оставить человеку свободу выбора. Таким образом, Б-г должен одновременно присутствовать и отсутствовать в созданном Им мире. Б-г прячет Свое лицо, то есть присутствует, но так, чтобы не быть заметным; отсутствует, но так, чтобы не стать безнадежно недоступным. Одни находят Его даже в Его отсутствии; другие не видят Его, когда Он рядом. «Сокрытие лица» порождает страдания невинных, но благодаря тому, что Б-г никогда не оставит человека, зло никогда не восторжествует окончательно.

Сокрытие Творца в мире — состояние временное, соответствующее этому миру — месту испытания и служения, но в конце дней с приходом Машиаха, и тем более в Грядущем мире, Слава Г-спода раскроется во всей своей красе и полноте, и именно в постижении Его Света и будет заключаться конечная и вечная награда праведников (Трактат Брахот, 17а; Рамбам, Мишне Тора, Законы Раскаянья, 8:2).

Сокрытие Лика [↑]

Тем не менее, понятие эстер паним — «сокрытие лица Бога» — более узкое, чем общее понятие о том, что Творец скрыл Себя в этом мире до конца дней. Эстер паним — это когда нам кажется, что Б-г оставил нас на произвол судьбы. В муках человек взывает к Творцу, но Вс-вышний молчит.

Об этом говорит 44-й псалом: «Боже!.. Ты отдал нас как овец на заклание и рассеял нас среди народов… Ты отдал нас на посрамление соседям, на посмеяние и поругание… Пробудись, почему спишь Ты, Господи? Пробудись, не оставь навсегда! Почему скрываешь Ты лицо Свое, забываешь, что мы бедны и угнетены?»

Раши в комментарии на Дварим 31:17 объясняет, что выражение «сокрыл Лицо» говорит о времени, когда Вс-вышний управляет миром, словно не замечая страданий евреев. Он не останавливает поток бедствий, обрушивающихся на них.

Ибн Эзра, трактуя слова отрывка Торы «и…оставлю их», объясняет, что они свидетельствуют о моменте, когда Творец отвернется от всех евреев: злодеев и праведников, женщин и детей, виновных и невиновных, потому что все они отвечают друг за друга.

Причина — в нас [↑]

Пишет Рамхаль в Даат твунот: «Однако тяжелы последствия греха, когда Святой, благословен Он, отворачивается от Израиля (не дай Б-г), как муж, гневающийся на жену свою, или отец, гневающийся на сына. О таком времени сказано (Берейшит 6:6): “И опечалился в сердце”, поскольку не рад Творец миру и тому, что создал его, и тогда прекращается всякое влияние и исчезает успех. И выходит, что зло рождается только из-за сокрытия лица, т.е. из-за того, что Господь, благословен Он, не обращает лик свой с любовью к нижним мирам и не рад им, а это — причина всякого прекращения влияния».

Дальше Рамхаль объясняет, что весь порядок управления и все его проявления в мире основаны на народе Израиля, на том, что Вс-вышний обращается к ним с любовью или отворачивается от них. В начале Творения было установлено так, чтобы все рамки и законы действовали соответственно поступкам сынов Израиля. Их добрые поступки приводят к освещению лица Вс-вышнего и приносят благо Израилю, а через него — всему миру. Но и наоборот, не дай Б-г.

Израиль занимает центральное место во всем Творении, а остальные создания зависят от него. От того, что Вс-вышний обращается к низшим мирам с любовью, происходят все улучшения в мире, ухудшения же — от того, что Он отворачивается от них.

В книге Дварим (31:16) Вс-й открывает еврейскому народу, за какие конкретно прегрешения Ему придется «скрыть Лицо»: «и встанет этот народ и блудно следовать будет за божествами племен земли, в среду которых он входит, и он оставит Меня и нарушит Мой завет, который Я заключил с ним».

Три преступления повлекли за собой Сокрытие Лица: «…оставит Меня…», «…следовать будет за божествами племен земли…», «…нарушит Мой завет…» Когда еврейский народ забывает о Завете, оставляет Вс-вышнего и предается развратным языческим культам или находит себе непотребную замену в чуждых идеологиях — Вс-вышний скрывает Свой Лик. «Но даже сейчас, когда Творец сокрыл доброту свою и не дал совершенства созданным, Он, несмотря ни на что, поддерживает их», — так пишет Рамхаль (Даат твунот).

Когда наступит вновь раскрытие Лика Творца? [↑]

В словах Рамхаля есть повод для оптимизма. Сокрытие Лика — не вечно, и в самом Сокрытии содержится добро и забота о благе евреев. «Несчастья, которые постигают человека в изгнании, всегда соответствуют тому злу, которое он совершил», — пишет он. «Когда человека преследуют результаты его же неправильного выбора, он может понять смысл происходящего и раскаяться в содеянном. Когда изгнание и связанные с ним страдания достигнут цели, и помогут человеку очиститься от нечистоты, то изгнание закончится, и вновь наступит раскрытие Лика Творца».

«Даже если люди будут постоянно выбирать зло, Вс-вышний все равно не даст миру опуститься в полное сокрытие Лика. В конце концов, придет избавление, даже если люди этого не заслуживают».

Выводить материалы