Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Не могу жить без соцсетей. И не все законы готов соблюдать. Это страшно?

Темы: Суббота, Заповеди, Интернет, Изучение Торы, Зависимость

Отложить Отложено

Добрый день, вечная проблема с субботой:

1. Я совершенно не могу жить без социальных сетей, мне надо либо учить что-то, либо просто сидеть там, я могу их ограничить, но не могу их исключить. Что делать?? То же самое и с телевизором. Много раз пытался, но безуспешно.

2. Можно ли включать свет, если идёшь в туалет? Что об этом говорит Тора?

3. Я далеко не все законы готов соблюдать и понимать, это сильно страшно? Арсений

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Арсений!

Начнем с простого. Включать (и выключать) свет в туалете в субботу нельзя, но вместо этого надо просто включить свет до наступления субботы и оставить на всю субботу. Не так уж много электричества на это расходуется, а живете Вы, надеюсь, не в «вороньей слободке».

Теперь о воздержании от социальных сетей. Это действительно трудно. Как трудно, например, заядлому курильщику воздерживаться всю субботу от курения, даже если он всё соблюдает. Или как трудно большинству евреев поститься в определенные дни — хотя бы посты у нас не еженедельные. Некоторые без еды еще могут как-то обойтись, но вот без утреннего кофе…

Что же делать?

Во-первых, иметь в виду, что быть религиозным евреем не обязательно легко. Это миссия, подчас трудная, но выполнимая, и за выполнение полагается награда. Чем больше прилагаем усилий и испытываем неудобств, тем, разумеется, больше награда. Вот я некурящий, поэтому моя награда за некурение в субботу, скорее всего, невелика. А кто курит, даже если в целом выполняет меньше заповедей, тот за воздержание от курения получает в разы больше, и кто знает, каким в конечном итоге выходит общий баланс.

А во-вторых, клин клином вышибают. Просто так сидеть и ничего не делать, а воздерживаться, воздерживаться, воздерживаться, хотя трудно, очень трудно, ну совсем невыносимо!!! — конечно, так рано или поздно сорветесь. Надо постараться найти разрешенное занятие, которое Вас все-таки заинтересует и увлечет.

Вам надо что-то учить, познавать? Есть еще на свете книги, познавательные или художественные, на Ваш вкус, и пусть суббота будет днем, когда будете их читать.

Вам надо общаться с людьми? Опять же, люди есть не только в сетях, но и в окружающей Вас реальности: члены семьи, друзья. Как раз для многих людей, которые всю неделю заняты работой и бесконечно бомбардируются посланиями на компьютере или телефоне, суббота — это тот день, когда они могут встретиться с друзьями в синагоге или пойти к ним в гости, или пригласить их и спокойно пообщаться. Не надо никуда спешить, не надо ежесекундно отвлекаться на чтение посланий и ответы, есть только ты и твой собеседник, или компания.

Сегодня ходит много карикатур на эту тему — во что превратилась современная жизнь: сидят люди в музее или на пляже — каждый уткнувшись в свой телефон, в семейном кругу или даже на свидании — тоже каждый в своем телефоне. Сам видел как-то: сидит девушка в поезде, видно, что едет в аэропорт, а родители ее провожают. Но сама она вся в своем телефоне, и зачем, спрашивается, они с ней едут? Головой и душой она явно не с ними.

Так что хотя бы один день в неделю нам можно отойти от этого безумия и по-настоящему побыть с теми людьми, которые и физически находятся рядом и которым нас может весьма не хватать, когда мы всецело поглощены своими делами и гаджетами.

В целом суть субботы — это не тупое воздержание от запрещенных в этот день работ, «сидеть и ничего не делать». Шабат — это определенная атмосфера, душевная, позитивная. Пойти (или поехать) на субботу к друзьям или в общину, на семинар и т. п. — значит, побыть с людьми, принять участие в трех трапезах (за разговорами и песнями), пойти с ними на молитву (где тоже, бывает, вместе поют), часто просто посидеть в семейном или дружеском кругу или погулять. Как раз суббота предоставляет возможность любому типу людей делать то, что им нравится: интроверту и книжнику — изучать Тору или просто читать, экстраверту и любителю компаний — общаться. Любителю прогулок и свежего воздуха — погулять и подышать. Уставшему от безумного графика недели — выспаться. А ценителю вкусной еды — те самые трапезы!

Если же человек настолько поглощен соц. сетями, что и в отпуске, и на прогулке, и на семейных посиделках не может от них оторваться, то качество его жизни и без всякой субботы вызывает большие вопросы. Суббота мешает ему жить? Да он сам себя уже давно изъял из жизни в окружающем его мире, если не видит ни близких ему людей, ни дом, в котором сидит, ни улицу, по которой идет. Суббота, если уж на то пошло, возвращает его в его собственный мир. Хоть один день в неделю можно этот мир потерпеть. А если повезет — даже обнаружить в нем что-то приятное.

Не знаю, какие у Вас жизненные обстоятельства, но очень важно найти людей, с которыми Вы могли бы проводить субботу вместе: общину в синагоге, друзей, близких. Иначе Вы так и не почувствуете истинную атмосферу субботы и для Вас она будет означать лишь воздержание от любимых занятий. В таком случае шансов на успех в соблюдении действительно мало.

О готовности соблюдать все законы. Б-г всё понимает, и Он требует от Вас только того, что Вы можете. Соблюдайте максимум из того, что можете, только будьте честны сами с собой: действительно ли приложили максимум усилий или прибегли к отговоркам? (Это, на самом деле, относится ко всем людям, даже формально «полностью религиозным». Всегда возможны соблазны и лень, всегда можно найти оправдания и отговорки. Другие люди могут не заметить, но Б-гу всё видно, поэтому перед Ним надо стараться быть честным).

Наконец, что касается понимания всех законов. Их никто до конца не понимает, их много, и они глубокие, и смыслам и уровням понимания конца не видно. Так что тут уж точно: век живи — век учись, не стыдно не знать, стыдно не учиться. И вопрос опять в том, приложен ли максимум усилий. Если приложен, то совсем не страшно.

Желаю Вам получать истинное наслаждение и от субботы, и от всех заповедей Торы, которые сможете соблюдать, и от всей жизни, созданной Б-гом для Вас.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше