Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся хасидский наставник, шестой глава движения Хабад

Раби Йосеф-Ицхак бар Шалом-Дов-Бер Шнеерсон из Любавичей (Ребе Раяц, 5640-5710 /1880-1950/ гг.) — выдающийся хасидский наставник, шестой глава движения Хабад.

Родился двенадцатого тамуза 5640 /1880/ года в белорусском городке Любавичи. Его отец, р. Шалом-Дов-Бер, был внуком прославленного праведника р. Менахема-Мендла из Любавичей (Цемах цедек), который, в свою очередь, являлся внуком основателя движения Хабад р. Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе).

В пятнадцать лет Йосеф-Ицхак стал личным секретарем отца, возглавлявшего любавическое движение.

В семнадцать лет он женился, и сразу же после этого отец доверил ему руководство хабадской ешивой Томхей темимим.

В годы первой мировой войны хабадский «двор» был перенесен из Любавичей на юг России, в г. Ростов. В 5680 /1920/ году, после смерти отца, сорокалетний р. Йосеф-Ицхак сменил его во главе движения Хабад.

В обстановке большевистских репрессий, направленных против еврейских духовных лидеров и традиционных общинных учреждений, р. Йосеф-Ицхак сумел создать жизнеспособную систему подпольного изучения Торы.

Он разделил территорию Советской России между девятью своими ближайшими учениками, и каждый из них отвечал за развитие еврейской жизни в своем регионе. Его тайные эмиссары, переезжая из города в город, основывали подпольные хедеры и ешивы, открывали миквы, создавали мастерские, сотрудники которых получали возможность не работать в шабат. Подпольные ешивы хабадников были созданы не только в местах традиционного влияния хасидского движения, но даже в далекой Бухаре (Гдолей Русия).

В середине 5680-х /1920-х/ годов р. Йосеф-Ицхак перенес штаб любавического движения в Ленинград: сюда, к Ребе, сходились все нити управления подпольным «государством Торы», и именно он принимал все ответственные решения.

Пятнадцатого сивана 5687 /1927/ года, после трехлетнего пребывания в Ленинграде, он был арестован.

Чекисты организовали операцию так, что два их сотрудника, пришедших с ордером на арест в ленинградский дом Ребе, были евреями — сыновьями известных хабадников. Ребе знал обоих ренегатов в лицо. Таким путем чекисты рассчитывали сразу же сломить его дух (там же).

При обыске в тюрьме у него отобрали талит и тфилин. Ребе объявил голодовку, требуя, чтобы ему возвратили эти священные предметы. Он также отказался отвечать на допросах до тех пор, пока ему не будет позволено молиться в талите и тфилин, как предписано еврейским законом, — и ему удалось одержать победу в этой борьбе (Гдолей адорот).

Его арест сразу же вызвал широкую волну протестов в свободном мире. В его защиту выступила также жена знаменитого писателя Максима Горького — Пешкова, возглавлявшая советское отделение международного «Красного креста». Однако руководители ГПУ отвечали на все запросы, что «раввин Шнеерсон обвиняется в серьезнейших государственных преступлениях, и для него невозможно ничего сделать» (Гдолей Русия).

Предъявленные ему обвинения могли повлечь за собой смертный приговор. Тем не менее, отвергая любое сотрудничество со следствием, Ребе написал на предложенном ему для дачи показаний листе: «Я, раввин Шнеерсон, …занимаюсь изучением Торы, стремясь постигнуть волю Всевышнего. Как и все верующие евреи, я изучаю книги, способствующие приобретению благочестия, и исследую законодательные установления, по которым строится еврейская жизнь. К политике я не имею никакого отношения — и больше мне нечего добавить» (там же).

Дипломатическое давление, производимое на советское правительство, оказалось настолько мощным, что еще тем же летом, двенадцатого тамуза 5687 /1927/ года, Ребе был освобожден из тюрьмы, а затем и выслан за пределы большевистской России.

С тех пор день двенадцатого тамуза, совпавший с днем рождения р. Йосефа-Ицхака, ежегодно отмечается в общинах Хабада — он получил название Хагагеула («Праздник освобождения»).

Р. Йосеф-Ицхак переселился в Ригу, столицу независимой Латвии, а позднее обосновался в польском городке Отвоцке, недалеко от Варшавы. В эти годы он создал по всей Польше целый ряд хабадских ешив.

Начало второй мировой войны застало его в Варшаве. Он сумел покинуть город, захваченный нацистами, и добраться до Франции. После кратковременного пребывания в Париже, он отправился в США, где еще до войны поселилось множество эмигрировавших из России и Польши хабадников.

Прибыв в США в месяце адар-бет 5700 /1940/ года, р. Йосеф-Ицхак основал свой «двор» в нью-йоркском районе Бруклине, на Истерн Парквей. В кратчайший срок он создал на новом месте разветвленную сеть общинных учреждений: ешиву, названную так же, как и в Любавичах, Томхей темимим, школу для девушек Бейт Хана, издательство и т.д. Несколько позднее он организовал молодежное движение Агудат цеирей Хабад (Объединение молодежи Хабада), в деятельность которого были вовлечены тысячи юношей и девушек, в том числе, и из семей, далеких от соблюдения законов Торы.

В 5708 /1948/ году, после образование государства Израиль, по его инициативе было создано поселение хабадников на Святой Земле — Кфар Хабад.

Последние годы жизни он тяжело болел: был частично парализован и испытывал серьезные затруднения в речи — и, тем не менее, продолжал принимать многочисленных посетителей, приходивших к нему за советом и благословением.

Р. Йосеф-Ицхак Шнеерсон из Любавичей умер десятого швата 5710 /1950/ года в Нью-Йорке.

Его толкования Торы были собраны в книгах Сифрей аМаамарим (Сборник выступлений), Сефер аСихот (Книга бесед) и Ликутей Дибурим (Собрание высказываний).

На протяжении всей жизни, начиная с шестилетнего возраста, р. Йосеф-Ицхак собирал хасидские истории, записывая устные рассказы старейшин Хабада. На основе этих заметок он составил Сефер Зихронот (Книгу воспоминаний), в которой живо и занимательно воссоздал историю хасидского движения (книга Э. Ховкина Странствия Боруха является авторизованным переводом этой хроники на русский язык).

У р. Йосефа-Ицхака не было сыновей, и во главе движения Хабад его сменил зять, р. Менахем-Мендл из Любавичей.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»