Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся педагог и организатор еврейского образования в США, «отец американских ешив»

Раби Шрага-Фейвл Менделович (ок.5646-5708 /ок.1886-1948/ гг.) — выдающийся педагог и организатор еврейского образования в США, «отец американских ешив».

Родился в городке Вилаге, на границе Венгрии и Галиции.

Учился в ешиве закарпатского города Хуста, а затем — в венгерском городе Унсдорфе.

В семнадцать лет получил раввинское посвящение.

В последующие годы совершенствовал свои познания в знаменитой ешиве г. Пресбурга (Братиславы) — под руководством р. Симхи-Бунима Софера, сына р. Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера (Ктав Софер) и внука основателя ешивы р. Моше Софера (Хатам Софер).

В 5673 /1913/ году, в возрасте двадцати семи лет, он эмигрировал в США и после ряда неудачных попыток заняться бизнесом стал преподавателем иврита в еврейской школе г. Скрантона, расположенного севернее Нью-Йорка.

Р. Менделович проявил себя чрезвычайно талантливым педагогом и решил сосредоточить свои усилия именно в области еврейского воспитания. В 5688 /1928/ году он организовал в Бруклине, еврейском центре Нью-Йорка, ешиву, получившую название Метивта Тора водаат («Ешива Торы и знания»).

Тонко понимая духовные запросы молодых американских евреев, р. Менделович сумел организовать дело так, что его ешива приобрела популярность и высокий авторитет. Он привлек к сотрудничеству знаменитых знатоков Торы, приехавших из Европы: р. Яакова Канторовича, р. Давида Лейбовича и р. Шломо Эймана — благодаря их влиянию уровень преподавания в ешиве приближался к уровню ведущих ешив литовского края.

Шаг за шагом осуществляя свою программу, р. Менделович основал в нью-йоркском районе Монси высшую талмудическую академию Бейт мидраш Эльон, призванную готовить раввинов и преподавателей Торы.

Последние годы жизни он посвятил созданию разветвленной сети еврейских школ, а для координации их деятельности основал организацию Тора умесора (Тора и традиция).

Школы этой сети были открыты не только в густонаселенных еврейских центрах северо-восточного побережья, но и в таких удаленных точках, как Атланта, штат Джорджия, или Даллас, штат Техас, — на юге страны. Наряду с Пятикнижием, Мишной и Талмудом, в школах р. Менделовича основательно изучали общеобразовательные предметы, что позволило привлекать к обучению в них и детей из семей, уже оторванных от мира Торы (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.178).

В 5680-е /1920-е/ — начале 5690-х /1930-х/ годов в Америке бытовал анекдот, ярко передающий отношение «новых американцев» к традиционному еврейскому воспитанию. Перед зажиганием субботних свечей еврейская мать с молитвой на устах бросает монетки в копилки, предназначенные для различных благотворительных целей. Так, перед тем, как опустить монетку в копилку с надписью «На больницы», она говорит: «Да убережет Творец моих детей от больниц!» и т.д. И когда она подходит к копилке с надписью «На ешивы», она говорит: «Да убережет Творец моих детей и от этого!» (Гдолей адорот).

Настойчивым трудом на протяжении ряда десятилетий р. Менделович сумел преодолеть в сердцах «новых американцев» страх перед «местечковым образованием» — обучение в школах и ешивах, основанной им сети, стало, что так важно в Америке, даже престижным и респектабельным. Один из духовных лидеров американского еврейства р. Аарон Котлер утверждал, что, «если бы не р. Шрага-Фейвл, Тора забылась бы среди евреев Америки» (там же).

При осуществлении всех своих начинаний р. Менделович, как правило, выдвигал на первый план своих соратников и сотрудников, а сам стремился оставаться в тени — на скромной роли администратора. Он даже предпочитал, чтобы его называли не «раби Менделович», а «мистер Менделович». Очень мало кто из окружающих знал, что, в действительности, он не только обладает званием раввина, но и, благодаря своим экстраординарным способностям, удостоился его еще в юности (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.178).

Обратив внимание на то, как искусно р. Менделович укрывается от славы и почестей, глава ешивы Поневеж в Бней-Браке р. Йосеф-Шломо Каханман сказал: «Раби Менделович не “мистер”, а нистар (скрытый праведник)» (Гдолей адорот).

Р. Шрага-Фейвл Менделович умер третьего элуля 5608 /1948/ года.

Перед смертью он произнес: «Я уверен, что мои ученики избавят меня от Геинома, — ведь они наверняка удостоятся Ган Эдена, а не может быть, чтобы ученики оказались в Ган Эдене, а их наставник — в Геиноме» (там же).

Р. Менделович вошел в историю еврейской общины США под почетным титулом «отца американских ешив».


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»