Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Образование, Скромность, Ассимиляция, Америка, Ешива, Рав Александр Кац
Раби Шрага-Фейвл Менделович (ок.5646-5708 /ок.1886-1948/ гг.) — выдающийся педагог и организатор еврейского образования в США, «отец американских ешив».
Родился в городке Вилаге, на границе Венгрии и Галиции.
Учился в ешиве закарпатского города Хуста, а затем — в венгерском городе Унсдорфе.
В семнадцать лет получил раввинское посвящение.
В последующие годы совершенствовал свои познания в знаменитой ешиве г. Пресбурга (Братиславы) — под руководством р. Симхи-Бунима Софера, сына р. Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера (Ктав Софер) и внука основателя ешивы р. Моше Софера (Хатам Софер).
В 5673 /1913/ году, в возрасте двадцати семи лет, он эмигрировал в США и после ряда неудачных попыток заняться бизнесом стал преподавателем иврита в еврейской школе г. Скрантона, расположенного севернее Нью-Йорка.
Р. Менделович проявил себя чрезвычайно талантливым педагогом и решил сосредоточить свои усилия именно в области еврейского воспитания. В 5688 /1928/ году он организовал в Бруклине, еврейском центре Нью-Йорка, ешиву, получившую название Метивта Тора водаат («Ешива Торы и знания»).
Тонко понимая духовные запросы молодых американских евреев, р. Менделович сумел организовать дело так, что его ешива приобрела популярность и высокий авторитет. Он привлек к сотрудничеству знаменитых знатоков Торы, приехавших из Европы: р. Яакова Канторовича, р. Давида Лейбовича и р. Шломо Эймана — благодаря их влиянию уровень преподавания в ешиве приближался к уровню ведущих ешив литовского края.
Шаг за шагом осуществляя свою программу, р. Менделович основал в нью-йоркском районе Монси высшую талмудическую академию Бейт мидраш Эльон, призванную готовить раввинов и преподавателей Торы.
Последние годы жизни он посвятил созданию разветвленной сети еврейских школ, а для координации их деятельности основал организацию Тора умесора (Тора и традиция).
Школы этой сети были открыты не только в густонаселенных еврейских центрах северо-восточного побережья, но и в таких удаленных точках, как Атланта, штат Джорджия, или Даллас, штат Техас, — на юге страны. Наряду с Пятикнижием, Мишной и Талмудом, в школах р. Менделовича основательно изучали общеобразовательные предметы, что позволило привлекать к обучению в них и детей из семей, уже оторванных от мира Торы (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.178).
В 5680-е /1920-е/ — начале 5690-х /1930-х/ годов в Америке бытовал анекдот, ярко передающий отношение «новых американцев» к традиционному еврейскому воспитанию. Перед зажиганием субботних свечей еврейская мать с молитвой на устах бросает монетки в копилки, предназначенные для различных благотворительных целей. Так, перед тем, как опустить монетку в копилку с надписью «На больницы», она говорит: «Да убережет Творец моих детей от больниц!» и т.д. И когда она подходит к копилке с надписью «На ешивы», она говорит: «Да убережет Творец моих детей и от этого!» (Гдолей адорот).
Настойчивым трудом на протяжении ряда десятилетий р. Менделович сумел преодолеть в сердцах «новых американцев» страх перед «местечковым образованием» — обучение в школах и ешивах, основанной им сети, стало, что так важно в Америке, даже престижным и респектабельным. Один из духовных лидеров американского еврейства р. Аарон Котлер утверждал, что, «если бы не р. Шрага-Фейвл, Тора забылась бы среди евреев Америки» (там же).
При осуществлении всех своих начинаний р. Менделович, как правило, выдвигал на первый план своих соратников и сотрудников, а сам стремился оставаться в тени — на скромной роли администратора. Он даже предпочитал, чтобы его называли не «раби Менделович», а «мистер Менделович». Очень мало кто из окружающих знал, что, в действительности, он не только обладает званием раввина, но и, благодаря своим экстраординарным способностям, удостоился его еще в юности (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.178).
Обратив внимание на то, как искусно р. Менделович укрывается от славы и почестей, глава ешивы Поневеж в Бней-Браке р. Йосеф-Шломо Каханман сказал: «Раби Менделович не “мистер”, а нистар (скрытый праведник)» (Гдолей адорот).
Р. Шрага-Фейвл Менделович умер третьего элуля 5608 /1948/ года.
Перед смертью он произнес: «Я уверен, что мои ученики избавят меня от Геинома, — ведь они наверняка удостоятся Ган Эдена, а не может быть, чтобы ученики оказались в Ган Эдене, а их наставник — в Геиноме» (там же).
Р. Менделович вошел в историю еврейской общины США под почетным титулом «отца американских ешив».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»