Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Хедер — начальная еврейская школа

Как строится обучение в еврейских хедерах?

Хейдер, или хедер — еврейская религиозная начальная школа. На идиш слово«хейдер» означает «комната», так как обучение проводилось обычно в одной из комнат квартиры учителя, которого называли меламед («меламед» — ивр. глагол «обучает»). Хейдер в течение многих веков был основой еврейского образования. Уничтоженная Катастрофой система хейдеров стала возрождаться в новом воплощении начиная с последней трети XX века в Израиле, США и Европе.

Оглавление

Не просто школа [↑]

В иудаизме особое место занимает изучение Торы маленькими детьми, которых принято называть аббревиатурой ташбар (тинокот шель бейт рабан), буквально: дети, занимающиеся Торой. Тора детей, чьи души не запятнаны никакими грехами, имеет огромную силу и влияние.

Один из величайших законоучителей всех эпох раби Моше бар Маймон (Рамбам) еще в XII-м веке в своем труде «Алахот талмуд тора» (гл. 2:1) писал о необходимости назначить учителей-меламедов в каждой стране, в каждом округе и в каждом городе. Пока жители города не назначат меламеда, им объявляется «херем» (исключение из еврейской общины). Если не будет в городе домов учения для детей, он будет уничтожен, потому что на этом стоит мир: на дыхании уст младенцев, занимающихся Торой.

Рамбам пишет не «слова Торы», а именно «дыхание уст», на иврите «эвель пиэм», поскольку зачастую маленькие дети не понимают того, что говорят, и даже коверкают слова, и, тем не менее, их Тора кристальной чистоты, любима и важна перед Вс-вышним даже больше, чем Тора взрослых, и именно она поддерживает мир! («Тора Тмима» на Коэлет, 9:22). Поэтому и дома учения детей имеют особую святость.

В книге Зоар (гл. Лех Леха, 32а) приводится, что великий мудрец рабби Шимон бар Йохай специально заходил в дома учения детей, чтобы узреть Шхину — Б-жественное присутствие, поскольку именно там находится стан Шхины.

Хейдер в XIII-XX веках [↑]

Слово хейдер в качестве обозначения учебного заведения впервые упомянуто в XIII веке. Но дома учения для детей всегда существовали наряду с домами учения для взрослых. С развитием ашкеназской традиции школы такого типа получили широкое распространение в среде ашкеназских евреев Российской империи и в некоторых районах Австро-Венгрии.

Каждый еврейский мальчик в возрасте от 6 до 13 лет (до возраста бар-мицвы) обязан был посещать начальную школу — хейдер. Все общины должны были содержать школы для бедных. Отцы старались подобрать своим сыновьям лучших учителей, платили им дополнительную плату, чтобы число учеников в классе не превышало норму. Как частные, так и общественные школы находились под контролем кагала — совета общины, который устанавливал определенные правила и ограничения, например, касающиеся максимального количества учеников. Преподавание велось на идише. В основном, в школах изучали Танах и Талмуд, иврит и его грамматику, а также арифметику. После окончания школы некоторые ученики продолжали образование в ешивах.

В маленьких местечках или городах с небольшим еврейским населением родителям приходилось нанимать частных меламедов, что было значительно дороже, чем в больших городах.

В отличие от талмуд-тора, которая была общинным учреждением для поддержки бедных детей, чьи родители не могли вносить плату за обучение, хейдер был частной школой, и его учитель (ребе или меламед) получал плату от родителей.

Как говорилось выше, обучение проводилось обычно в одной из комнат квартиры учителя. У меламеда могли быть специальные помощники (бехелфер). Занятия проходили с утра до семи-восьми часов вечера. Обычно фиксированная плата меламеду не устанавливалась, родители платили, как могли, и часто — не деньгами, а продуктами.

В одном классе одновременно могли обучаться ученики трех возрастных групп. В младшей группе (дардике, с трех лет) школьники обучались азбуке и чтению ивритских текстов (без перевода). В следующей группе (с пяти лет) изучалось Пятикнижие (Хумаш) с комментариями Раши и начальные сведения о Талмуде. Старшие ученики (с восьми лет) более углубленно занимались Талмудом.

Хейдер обеспечивал то, чем не мог похвастаться ни один народ в течение XIII-XX веков: стопроцентную грамотность среди мужского населения.

Закрытие хейдеров [↑]

В период Аскалы (т.н. еврейского «просвещения») среди прочих нововведений попробовали реформировать и систему начального образования. Просветители не только образовывали собственные школы в Германии и Франции, но и меняли старые. Назвали новое учебное заведение хейдер метукан, то есть «исправленный». Он почти ничем не напоминал традиционный хейдер.

После Октябрьской революции в России среди конкретных целей, которые поставила себе новая власть, а точнее — её еврейские апологеты, в борьбе с «религиозными предрассудками и фанатизмом», были, конечно, искоренение Субботы, еврейских праздников, синагог. Однако первой и главной задачей на этом пути стало уничтожение традиционного еврейского воспитания. Хейдеры были объявлены одним из главных врагов советской власти. Закрытием хейдеров в Беларуси, Украине и России занялись всерьез. В 20-е годы проводились «недели по борьбе с хейдерами», обходы родителей агитаторами, открытые диспуты, публичные «суды над хейдерами».

Агитация возымела свое действие. Подавляющая часть еврейского населения уже была готова расстаться с хейдером ради новых «образовательных» горизонтов. Десятилетия деятельности «просвещенцев» и «реформаторов» сделали своё дело.

С организованным, массовым обучением еврейских детей тысячелетней традиции было покончено. Насыщенная духовностью еврейская жизнь была временно заменена культурным «просоветским» суррогатом на языке идиш, который тоже был искоренен спустя несколько лет. Как результат, в течение следующих 70 лет росли поколения евреев, у которых полностью отсутствовала возможность духовной идентификации.

Во всей «несоветской» Европе хейдеры просуществовали до Катастрофы и были смыты ее кровавой волной.

Современные хейдеры [↑]

Хейдер в наше время — это не комната в квартире нищего учителя, а полноценная школа, каких открывается множество в Израиле, США и некоторых странах Европы. И в наше время мальчики начинают учить в возрасте трех лет алфавит, потом — Хумаш, молитвы и законы, Тору вместе с комментариями, позже — Мишну, чтобы через несколько лет приступить к изучению Талмуда — сначала только с комментариями Раши, на следующем этапе — привлекая Тосафот.

По еврейскому обычаю, первое знакомство детей с Торой начинается не с сотворения мира и не с выхода евреев из Египта, а с третьей книги Пятикнижия — книги Ваикра, в которой практически нет никаких «историй», а законы, разбирающиеся в этих главах, по большей части далеки от нашей повседневной жизни и довольно трудны для восприятия. Книга Ваикра почти целиком посвящена разбору заповедей, связанных со службой в Храме, ритуальной чистотой и нечистотой и других аспектов святости еврейской жизни. Как сказано: «придут ритуально чистые (дети) и будут изучать книгу ритуальной чистоты». Так было тысячи лет назад, так происходит и в наши дни.

Остались хейдеры и с преподаванием на идиш, но чаще преподавание идет на языке страны: в США — английский, в Израиле — иврит. В современном мире невозможно обойтись без базовых знаний светских наук, и в хейдерах учат математике, истории, географии, грамматике. Но главное в современных хейдерах осталось прежним: трехлетнего малыша завернутым в талит в первый раз в хейдер вносит отец, и несет его с благоговением, словно бесценный Свиток Торы. Ребе — учитель — учит будущего талмид-хахама в его первый день в хейдере буквам Торы, написанным медом, и становится Тора для него слаще меда. Дома учения для маленьких детей — как много тысяч лет назад, так и сейчас, — остаются местом любви к Торе и воспитанию богобоязненности«ират шамаим».

Выводить материалы