Из цикла «Хроника поколений», темы: Миха, Пророки, Разрушение Храма, Александр Кац, Геула
Миха (מיכה) — пророк в период Первого Храма.
Происходил из города Морейши в Йеуде (Миха 1:1, Радак).
В 3160 году /600 г. до н.э./ получил посвящение от своего наставника — пророка Йешаи (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).
Миха сетовал на разложение семьи и общества, стремительно влекущее страну к гибели: «Все ради кровопролития устраивают засаду, друг друга ловят в сеть. …Сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка против своей свекрови — враги человеку домашние его» (Миха 7:2-6).
«Слушайте же, — взывал пророк, — главы дома Яакова и правители дома Израиля, возненавидевшие правосудие и искривляющие прямое, строящие Сион на крови, а Иерусалим — на несправедливости! Главы народа судят за мзду, и священники обучают за плату, и пророки гадают за деньги, но на Б-га уповают, говоря: “Ведь Б-г среди нас — не придет на нас бедствие!”. Поэтому-то из-за вас будет распахан Сион, как поле, и Иерусалим станет руинами, и гора Храма — лесистой высоткой» (там же 3:9-12).
Но «в конце времен» сыны Израиля будут прощены и снова возвратятся на свою землю. И тогда в эпоху мира и глубокого постижения Торы, сыны Израиля «будут сидеть каждый под своей виноградной лозой и под своей смоковницей, и никто их не устрашит» (4:1-4).
Последние три стиха из книги Михи, в которых говорится о безграничном милосердии Творца, составляют основную часть молитвы Ташлих, произносимой в День Суда — Рош ашана: «Кто, Б-г, подобно Тебе прощает грех и не вменяет в вину проступки остатку Своего наследия? Ты не держишь вечно Своего гнева, но любишь миловать. Ты опять смилуешься над нами, скрыв беззакония наши. И Ты ввергнешь в глубины моря все наши грехи. Ты явишь истину Яакову и милость Аврааму, как Ты поклялся нашим праотцам в древние времена» (7:18-20).
В 3190 году /570 г. до н.э./ пророк передал посвящение своему ученику Йоэлю (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).
Миха продолжал пророчествовать также и в царствование Хизкии (см.), правившего до 3228 года /532 г. до н.э./ (Миха 1:1; Йирмия 26:17-19; Седер адорот).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»