Из цикла «Хроника поколений», темы: Конец времен, Йоэль, Народы мира, Пророки, Саранча, Александр Кац
Йоэль бен Петуэль (יואל) — пророк в период Первого Храма.
В 3190 году /570 г. до н.э./ получил пророческую традицию от своего наставника Михи (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).
Йоэль предсказал нашествие саранчи, которое приведет страну к губительному голоду (Йоэль 1:2-20). Пророк призывал народ к раскаянию, чтобы предотвратить надвигающееся бедствие, — но для подлинного раскаяния, по его образному выражению, нужно было «рвать сердца свои, а не свои одежды» (там же 2:13).
Значительная часть пророчеств Йоэля посвящена заключительному периоду еврейской истории, когда Творец возвратит изгнанников на свою землю. «В те дни и в то время, когда Я верну пленников в Иудею и в Иерусалим, — говорит пророк от имени Б-га, — Я соберу все народы …и буду судить их за Мой народ, за удел Мой — народ Израиля, который они рассеяли среди народов, и за землю Мою, которую они разделили» (4:1-2, Раши). Комментаторы поясняют, что слова «Я соберу все народы» подразумевают нашествие царя Гога из страны Магог. Вскоре после возвращения евреев из изгнания армии многих народов сойдутся к Иерусалиму, чтобы покорить святой город, — и Творец будет сражаться за Свой народ (Радак и Мальбим).
Тогда «Египет (т.е. земля потомков Ишмаэля) станет пустошью, а Эдом (земля наследников Рима) будет безлюдной пустыней за насилие над сынами Израиля, чью невинную кровь они проливали в своих странах» (4:19, Радак и Мальбим). «И отомщу Я за кровь их, еще не отмщенную» (4:21), — передает Йоэль обещание Б-га.
В те грозные дни, когда Всевышний проявит Свои «знамения на небе и на земле — кровь и огонь, и столбы дыма», спасение для евреев будет лишь на святой земле: «…на горе Сион и в Иерусалиме останутся спасшиеся, те, кто взывают к Б-гу» (3:3-5). «И возгремит Б-г с Сиона, и подаст Свой голос из Иерусалима, и содрогнутся небо и земля, — предсказывает Йоэль, — но Б-г станет убежищем для Своего народа и оплотом сынам Израиля» (4:16).
С тех пор «Йеуда и Иерусалим будут навечно заселены — во веки веков» (4:20).
В конце времен все евреи поднимутся на высочайшую духовную ступень пророческого постижения: «И будет, Я изолью Мой дух на всякую плоть, и станут пророчествовать ваши сыны и дочери ваши, вашим старцам будут сниться вещие сны и юноши ваши будут видеть пророческие видения» ( 3:1).
Йоэль продолжал пророчествовать еще в царствование Менаше, правившего до 3283 года /477 г. до н.э./ (Седер олам раба 20; Седер адорот).
Передал пророческую традицию своему ученику Нахуму (см.) (Седер адорот 3240).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»