Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Все вы стоите сегодня перед Б-гом Всесильным вашим» (29:9). Известны слова святого Зоара (ч. 2, 32 б): «Сегодня — это Рош а-Шана». День, в который все мы предстаем перед Творцом на суде. Почему «сегодня» означает Рош а-Шана? Потому что это слово сказано с определенным артиклем и означает конкретный день — самый важный в году. День, который в наибольшей мере определяет весь последующий год. Ясно, что таким определяющим днем является Рош а-Шана, поскольку в него прописываются все предстоящие события: кому жизнь, счастье, слава и заработок, а кому, не дай Б-г, всего этого не достанется.

«Все вы стоите сегодня». Как можно предстать перед судом и удостоиться хорошего решения? С помощью единства и братства. Как один человек с одним сердцем: «Главы ваши, начальники колен, старейшины и блюстители — каждый человек из Израиля».

Праведный раби Давид из Львова говорил: «Если бы все евреи взялись за дело сообща, это достигло бы Престола Славы, и оттуда пришли бы все виды блага».

Когда народ Израиля в единстве, никакой обвинитель не властен над ним. Ведь Израиль — это святой и чудесный народ.

Праведный гаон раби Элияу Лупиан толковал в таком ключе фразу (Песнь Песней 4:7): «Ты вся прекрасна, подруга моя, изъяна нет в тебе». У раби Исраэля из Саланта была поговорка: «Община Израиля вся праведна, вся мудра, вся свята». Если человек входит в нее и не отрывает себя от общества, он защищен. «Поэтому, — говорил святой Алших (Дварим 29:9) — наши учителя требовали, чтобы молитва дней трепета проходила в любви между людьми. Тогда она будет принята, и Сатан скажет: Кто как народ Твой, Израиль, подобный ангелам служения, среди которых нет ни зависти, ни ненависти?»

Поэтому не нужно ждать до Йом Кипура, чтобы помириться и простить. Желательно помириться и вернуться к единству еще до Рош а-Шана.

На двери бейт-мидраша в Кельме, который стал «фабрикой» по производству великих учителей Мусара, в дни трепета висело объявление. Его нужно глубоко усвоить, и вот что оно гласило: «Существует Алаха: путешествующие по пустыне должны благословлять “а-Гомель” за свое спасение. Ведь в пустыне нас подстерегают многие опасности. Одни заблудились, другие пали жертвой хищников и разбойников. Спасшийся должен благодарить с чувством, перед собранием народа. Воистину, кому удается благополучно пройти через дни трепета, тот пережил большую опасность, чем пустыня. Даже злейших из разбойников не сравнить с обвинителями, которых мы создаем своими грехами. О них сказано: “Ангел жестокий будет послан к нему” (Мишлей 17:11). Не сравнить лесных хищников с вредителями, которых мы породили проступками. Так почему же мы не благословляем “а-Гомель” после дней трепета? По одной простой причине: мы неуверены, что прошли их благополучно».

Если сравнивать дни трепета с пересечением пустыни, можно продолжить аналогию: желающий благополучно пройти пустыню, не отправится туда в одиночку.

Один он будет уязвим перед всеми опасностями.

Один он легко заблудится и собьется с пути, оставшись без воды и припасов.

Один, если заболеет, кто станет помогать ему? Кто спасет его?

Но если ехать вместе с караваном, там будет проводник, который не даст сбиться с дороги. Если закончатся припасы, попутчики не дадут умереть с голоду и жажды. Хищные звери боятся нападать на караван, который способен обороняться даже от разбойников. А если человек заболеет, его довезут до ближайшего поселения.

Так и путь для прохождения дней трепета лежит в атмосфере единения — в строительстве мостов над пропастями, в примирении соперников и взаимопомощи.

Саба из Кельма в том объявлении, повешенном на дверь бейт-мидраша и озаглавленном «Страшное извещение», написал: государство царя строится из того, что его подданные мобилизуются служить ему сообща. Всем известно, что если при дворе разгораются интриги и расколы, власть царя пошатнется. Рабейну Там написал в «Сефер а-Яшар», что из служения царю из плоти и крови можно понять, как служить Царю царей над царями, благословен Он. Здесь также «И будет в Ешуруне Царь» — когда? «Когда соберутся главы народа, вместе колена Израиля».

Закончим высказыванием Сабы из Кельма: «Поэтому мы обязаны перед днем суда, грядущим нам во благо, заниматься повелительной заповедью "возлюби ближнего своего как самого себя". Тогда возникнет единство между служителями Б-га, и идея царств хорошо раскроется через нас, благодаря чему и память о нас предстанет перед Ним нам во благо…»

Если же, не дай Б-г, у нас остался грех ненависти к людям, как сможем мы не устыдиться, произнося ложь: «Воцарись над всем миром в славе Своей»? Ведь мы сами не приготовили основу для утверждения Царства Небес над нами во всей его силе.

Давайте прежде всего позаботимся о себе и о своих семьях. Умножим мир и укрепим братские узы. Затем — в кругу общины, чтобы с нашей стороны не было задержки для воцарения Творца над всеми Его слугами. Мы сами протянем руки для служения Ему. С нашей стороны не будет задержки избавления из-за беспричинной ненависти, приведшей к длительному изгнанию. Мы удостоимся принять лицо Шхины: «В свете лица Царя — жизнь, ибо много благ в руке Царя» (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Глава начинается с описания тех повелений, которые Всевышний дал Моисею и Аарону после смерти двух старших сыновей Аарона. Читать дальше