«И толкались сыновья в утробе ее, и она сказала: если так, то зачем же я? И пошла вопросить Г-спода» (Ваера 25:22). Мидраш задается вопросом, почему Ривка хотела узнать, что с ней происходит, при помощи пророчества. Ну, толкается ребенок, и толкается. Со всеми бывает.
Дело в том, что близнецы в утробе Ривки вели себя довольно необычно. Когда праматерь приближалась к синагоге, Яаков рвался наружу. А когда она проходила мимо языческого капища, наружу рвался Эсав. Поэтому ангел объяснил ей, что два народа во чреве ее, и большой будет служить младшему.
Ривка поняла, что младший сын — достойный продолжатель дела праотцев. Почему же она не рассказала об этом Ицхаку? Наши мудрецы поясняют: Ицхак тоже был пророком, но Всевышний не сообщил ему о том, что Яаков — праведник, а Эсав — совсем наоборот, злостный обманщик. Ривка же не хотела рассказывать о полученном ей пророчестве, чтобы не обидеть Ицхака («Я знаю то, чего не знаешь ты»).
Прошли годы, и истинная натура Эсава стала достоянием общественности. Сомнительные друзья, разврат, склонность к убийствам. При этом Эсав изображал из себя праведника и обращался к отцу с галахическими вопросами. Но Ривка по-прежнему не рассказывала мужу о том, что она знает об Эсаве больше, чем он.
У кого она научилась такой деликатности? У самого Творца. Когда Всевышний сообщил 90-летней женщине о том, что у нее родится сын, Сара засмеялась: «..После того, как я состарилась, будет у меня молодость? да и господин мой стар». Обратите внимание на то, что ответил Б-г: И сказал Г-сподь Аврааму: отчего это смеялась Сара, сказав: «неужели я действительно рожу, ведь я состарилась?» (Ваера 18:11—12) Всевышний подкорректировал реплику Сары — не «господин мой стар», а «я состарилась».
Муж должен с уважением относиться к жене, а жена — к мужу. «Человек должен любить жену как себя самого, а уважать — больше, чем себя самого» (Трактат Йевамот 62б), потому что женщины огорчаются сильнее, чем мужчины.
Будем взаимно вежливы!
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ