«Все золото, пригодное к обработке» (38:28). В этой главе мы учим, как весь народ — мужчины и женщины, простолюдины и главы общины — принесли добровольные пожертвования для строительства скинии, обители Шхины Всевышнего. Однако порядок текста вызывает недоумение — сначала говорится о приношении женщин и их украшениях: «Каждая женщина, мудрая сердцем, своими руками пряла, и принесли пряжу». Затем «все женщины, которых подвигло сердце в мудрости, пряли козью шерсть». И лишь в конце «князья принесли камни оникса и камни вставные для эфода и нагрудника». Прежде — приношение из шерстяных тканей, а в конце — алмазы и драгоценные камни! Почему? На первый взгляд, драгоценностям самое место в начале этого списка.
Святой автор комментария «Ор а-Хаим» отмечает, что Тора перечисляет приношения не по их стоимости, а по тому, насколько каждое из них важно в глазах Творца, — согласно вложенному в них сердечному чувству. Ведь «Милосердный требует сердце».
Когда женщина отказывается от своих украшений, сколько же своего сердца она вкладывает в это? Прясть шерсть — это тяжелая ручная работа, требующая немалых усилий и труда. И только в конце перечислены дары и приношения, имеющие большую материальную стоимость, но самые дешевые с душевной и сердечной стороны — князья принесли драгоценные камни из своих хранилищ.
Не количество денег, переданных человеком на благотворительность, делает его дар по-настоящему ценным. Ни в коем случае. Главное — это намерение сердца, желание преумножить славу Творца в мире. Вот что делает поистине дорогим его приношение.
Даже если у бедняка нет в кармане монеты, но он все же жертвует во славу Небес то малое, что ему принадлежит, это засчитывается ему, словно огромное приношение великана.
Это знание должно вернуть покой и безмятежность сердцу любого человека. Пусть знает — никто не требует от него того, чего у него нет. В то же время и он, со своими жалкими (на первый взгляд) силами, способен сотворить не меньше, чем богатый магнат.
Об этом написано в комментарии «Сфорно» к нашей недельной главе: «Все золото» — свидетельствует о размере золота, серебра и меди, отданном на работу над скинией. Его было очень мало в сравнении с богатством первого иерусалимского храма, и еще меньше в сравнении с храмом, построенным Иродом. Тем не менее, слава Б-га пребывала с большим постоянством в скинии Моше, чем в первом храме. А во втором она и вовсе не проявлялась.
Это призвано научить нас тому, что вовсе не размер богатства и величина сооружения становятся причиной для нисхождения Шхины к народу Израиля. Б-г благоволит к трепещущим перед Ним и к произведению их рук, чтобы обитать среди них.
Сказанное справедливо и в противоположном смысле. Если Всевышний благословил еврея большим богатством, а теперь, когда к его порогу приходят попросить милостыню, он дает лишь жалкие крохи, да еще и сурово обращается с нищими, его подаяние будет считаться чем-то совершенно незначительным.
Рассказывает рав Нета Шломо Зильбер из города Монси. Однажды я встретил человека, работавшего в качестве водителя у «посланников», отправленных в Соединенные Штаты, чтобы собирать деньги для еврейских религиозных организаций. Водитель передал мне следующий случай, которому он сам был свидетелем.
Один из глав ешив, знаменитых в стране Израиля, приехал домой к известному богатому предпринимателю и попросил финансовой помощи для своего учреждения. Тот достал чековую книжку и написал маленькую сумму, не соответствовавшую его состоянию.
Глава ешивы проявил настойчивость и, описывая перед своим собеседником значительные расходы ешивы и ее филиалов, попросил пожертвовать большую сумму.
Бизнесмен рассердился и забрал чек обратно, сказав раву следующее: «Я попросил бы Вас вычеркнуть меня из списка ваших спонсоров. Не приходите ко мне больше!»
Однако глава ешивы был известен не только глубокими познаниями в Торе, но и своей особой сообразительностью и острым умом. Он вовсе не растерялся и не впал в замешательство, а дал собеседнику спокойный ответ: «Я готов исключить Вас из списка спонсоров. Однако знайте: как только Ваше имя исчезнет из этого списка, возможно, и на Небесах Вас исключат из списка богатых людей… Я предложил бы Вам прежде, чем я окончательно решу больше не обращаться к Вам за помощью, подумать еще раз, действительно ли Вы этого хотите».
Эти слова проникли прямиком в сердце к предпринимателю, и он пошел на попятную. Он попросил прощения у главы ешивы и выдал ему весьма крупную сумму (Бархи Нафши).
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»