«Не обращайтесь к овот и идоним» (19:31). От имени Провидца из Люблина передавали, что слово «овот» нужно понимать как «желания» (как сказано «Не желали вы (ло авитем) подняться»), а слово «идоним» — как знания (йедиот). Здесь есть намек для евреев: в изучении Торы недостаточно только правильного желания и знания, нужно в добавок исполнять ее практически.
Преподавание Торы ученикам тоже считается ее практическим исполнением, поскольку с помощью этого в них закладываются ее основы и принципы. Я слышал удивительную историю о выдающемся преподавателе. Ее стоит рассказать, чтобы извлечь из нее урок и наставление.
Речь идет об учителе в религиозной школе (хедере). Директор школы засвидетельствовал, что за тридцать лет преподавания этот учитель ни разу не опоздал к началу урока. Значимость каждой секунды была для него очевидной, и все его коллеги признавали в нем того, кто просто не способен опоздать на урок.
И вот, — рассказывает директор, — однажды случилось так, что этот учитель не прибыл в восемь часов к началу занятий, а опоздал на четверть часа. Это было столь необычно, что я не мог не спросить его, чем этот день отличается от остальных… точнее, что в этот день не так, как за прошедшие тридцать лет?
Учитель ответил, что ночью в его доме произошло ограбление, что вызвало у него большое горе и заставило задержаться, не позволив придти вовремя.
«Желаю вам, чтобы Всевышний восполнил убытки и вернул вам украденное имущество», — сказал директор. В тот же момент учитель встал с места и ответил: «Да разве нужны мне утешения из-за украденного имущества? Уж не думаете ли вы, дорогой директор, что это из-за материальных потерь я так страдаю, что опаздываю на урок?»
Теперь уже директор не понимал, что тот имеет в виду. «Что же в таком случае причиняет вам страдания?» — удивился он. Учитель стал объяснять: «Верно, что в ходе ограбления из моего дома были украдены серебро и дорогие украшения, но не в этом беда. Я ведь знаю, что все финансовые вопросы решаются для человека в Рош а-Шана. Все приходит с Небес, и о том нечего жалеть.
О чем же я тогда жалею? Дело в том, что в последние дни я проводил контрольную работу в классе. А вы ведь знаете, что я вкладываю много сил в проверку ответов, стараясь дать каждому ученику наиболее точную оценку. Иногда я добавляю кое-что к ответам ребенка, пишу для него замечания, которые побудят его более усердно учить Тору. Короче, проверка для меня — не просто проверка, а очень глубокое дело.
И вот вчера я с большими усилиями закончил проверять десятки контрольных работ, и положил их стопку в свой портфель. Одному Б-гу известно, сколько труда я вложил в это дело. Встав утром и увидев признаки ограбления, я первым делом бросился проверять не драгоценности, а портфель с контрольными. Едва я увидел, что его тоже украли, у меня чуть душа не отлетела. Я все никак не мог успокоиться, что контрольные пропали. Вот почему я опоздал в школу на четверть часа».
Теперь директор понял, что же имел в виду учитель, и что утешения по поводу имущества были неуместны.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»