Перед Йом а-кипурим я встретил друга, он был взволнован до слез. В таких случаях надо вести себя тонко. Я пожелал ему доброго года и спросил, как дела.
«Слава Б-гу, — ответил он, и продолжил с волнением, — это будет добрый год, не может быть иначе!»
Я удивился и ответил: «Это должно быть так, мы все на это надеемся».
«А я знаю это», — ответил он, сверкнув глазами. Я стал опасаться, что у него что-то случилось… Я напомнил ему слова Гмары, что семь вещей скрыто от людей. И среди них глубина суда и знание будущего (Трактат Псахим, 54)…
«Ты прав, — ответил он, — но выслушай мой рассказ».
И мой друг начал свой рассказ. Сейчас он идет из дома одного из праведников поколения. Многие люди приходят к нему за благословением, а особенно в грозные дни, чтобы получить благословение на добрый год и с миром пережить День суда.
«И там ты услышал обещание, что у тебя будет добрый год?» — спросил я его.
«Нет. Там я получил такое же благословение, как и все», — ответил он. — Но передо мной стоял человек лет сорока, и когда дошла его очередь, он смиренно подошел к праведнику и сказал, что просит в новом году. Не жизнь, не здоровье, не заработок.
«Чтобы мои дети вернулись к тшуве».
Он рассказал, что вернулся к тшуве в семинаре «Арахим» со своей женой и дочерью, а два старших сына уважают это, но им трудно порвать со своей компанией. Благословил его праведник, чтобы его сыновья вернулись к тшуве, и чтобы у него было от них много радости.
Потом он попросил благословение для своего друга, Владимира. Тот тоже вернулся к тшуве, и даже обрезал сам себя, но в последнее время заболел тяжелой болезнью.
Благословил праведник Владимира, чтобы удостоился исцеления и жизни.
«А у тебя, — спросил праведник, — нет просьбы? Ты не хочешь благословения для себя самого?»
Взял человек руку праведника и прижал к своей груди: «Есть у меня две просьбы для себя» — воскликнул он с жаром. — «Первая просьба — страх перед Небесами».
«Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами, — ответил праведник. — Это значит, что каждая просьба в руках Небес, исполнить ли ее. Кроме страха перед Небесами, И если просят о нем, обязательно получают! А какая вторая просьба?»
«Чтобы я сумел возвратить к тшуве еще евреев»…
«Владыка мира. Взгляни с Небес и увидь! Воскликнул мой друг, — десятки людей ожидали там. Для чего? Чтобы попросить благословение на новый год. Что они хотели? Жизни, сытости, мира. Женить детей, хорошего заработка. И вот человек, который только вернулся к тшуве, и какая у него просьба? Не жизнь, ни здоровье, ни заработок. Чтобы дети вернулись к тшуве, чтобы друг выздоровел. А для себя? Две просьбы. Страха перед Небесами и благословенная деятельность. Скажи мне, есть ли еще такой народ, как евреи — есть ли у Сатана, что сказать? Кто-то послушает его? Разве не обещан нам добрый год?!»
И слезы полились из четырех глаз… (Мааян а-моед)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»