Из цикла «Книга нашего наследия», темы: Трапеза, Элиягу Ки-Тов, Йом Кипур, 10 дней раскаяния, Еврейский календарь, Пост, Месяц Тишрей, Благословение детей
В утреннюю молитву не включается псалом Мизмор Летода, потому что обычно мы читаем его как бы вместо благодарственной жертвы, которая накануне Йом Кипура не приносилась. Дело в том, что мясо этой жертвы можно было есть до полуночи, а пост, наступающий с началом Йом Кипура, — после захода солнца — сокращал этот период настолько, что возникало серьезное опасение, что мясо останется несъеденным.
Накануне Йом Кипура не читают Слихот, не постятся (даже после дурного сна), не читают Таханун, Авину Малкейну и некоторые Псалмы, поскольку Йом Кипур — один из самым больших праздников года.
Те, кто не совершил расторжение данных им за год обетов накануне Рош Гашана в присутствии бейт-дина, делает это накануне Йом Кипура, после утренней молитвы.
К молитве Минха добавляют Седер Видуй (исповедь).
Этот обычай был установлен ввиду того, что Вс-вышний прощает в Йом Кипур грехи лишь тех, кто раскаялся в своих проступках, а исповедь является одним необходимым условием раскаяния. Поэтому принято исповедоваться уже в Минхе — на случай, если состояние здоровья помешает человеку исповедаться непосредственно в Йом Кипур.
В Дни Трепета принято раздавать больше денег, чем обычно, а накануне Йом Кипура — еще больше. Благотворительность может спасти человека от сурового приговора. Талмуд и другие книги приводят много таких примеров.
Существует заповедь есть и пить накануне Йом Кипура. В Торе сказано: «Изнуряйте себя вечером девятого [Тишрей]». Но ведь пост наступает десятого, а не девятого числа!
Наши мудрецы объясняют: тому, кто ест девятого и постится десятого Тишрей, это вменяется в заслугу так же, как если бы он постился в течение обоих дней.
Кроме того, поскольку с Йом Кипуром связано множество заповедей, необходимо устроить в их честь праздничную трапезу. Устроить ее в Йом Кипур невозможно, поэтому ее устраивают накануне.
Не следует забывать и о том, что в Йом Кипур нам предстоит сосредоточенно молиться в течение многих часов подряд и перед этим необходимо набраться сил.
«Вс-вышний в своей любви к Израилю заповедал ему поститься один день в году, чтобы он мог искупить свои грехи, а перед этим пить и есть досыта, чтобы пост не был ему во вред.» (Тур, Гилхот Йом Кипур, 604)
Утром накануне Йом Кипура принято есть рыбные блюда.
Рабби Танхума рассказывал: «Некий еврей-портной, живший в Риме, отправился накануне Йом Кипура в лавку за рыбой. В лавке была только одна, последняя, рыба, и ее хотел купить слуга одного знатного римлянина для своего господина.
После длительной торговли еврей добился своего и купил рыбу за баснословную цену — 12 динаров.
За завтраком вельможа спросил своего слугу: “Почему на столе нет рыбы?”
Слуга ответил: “В лавке была лишь одна рыба, и я хотел ее купить. Но один еврей готов был заплатить за нее невероятную цену. Мы долго торговались, и в конце концов он купил ее за 12 динаров — я не решился предложить больше.”
Римлянин пригласил к себе портного и спросил: “Почему ты, простой портной, не уступил мне эту рыбу и заплатил за нее столько денег только для того, чтобы она не досталась моему слуге?”
Еврей ответил: “У нас есть один день в году, когда искупаются все наши грехи. Разве мы не обязаны чтить его?”
“Разумеется, обязаны” — ответил римлянин и отпустил еврея с миром.
Когда он пришел домой и разрезал столь дорого доставшуюся ему рыбу, он нашел в ее внутренностях драгоценный перстень, стоивший целое состояние. Он продал его и жил на вырученные деньги до конца своих дней».
Наши мудрецы учат: накануне Йом Кипура следует есть только легкие блюда, чтобы хорошо чувствовать себя в течение долгого поста.
Каждый человек должен очиститься, совершив погружение в микву накануне Йом Кипура. Этот обычай установлен еще пророками.
Многие мудрецы считают, что обычай совершать погружение в микву накануне Йом Кипура — заповедь, требующая специального благословения, но, согласно мнению большинства наших учителей, произносить благословение не следует, во всяком случае, в наше время.
После молитвы Минха принято устраивать Сеуда Мафсекет — разделяющую трапезу. Ее надо закончить по крайней мере за полчаса до захода солнца, чтобы успеть прочитать биркат гамазон (благословение после трапезы), а также дойти до синагоги до начала чтения Кол Нидрей, к которому приступают непосредственно перед заходом солнца.
Эта трапеза должна состоять только из легких блюд. В нее не включают рыбу, чеснок и опьяняющие напитки.
Перед биркат гамазон, завершающим Сеуда Мафсекет, читают Псалом «Шир Гамаалот (“Песнь ступеней”) — когда вернул Г-сподь пленников Циона». При этом следует думать о том, что до сих пор не наступило полное спасение, весь еврейский народ еще не вернулся с песней в Цион, еще не отстроен Храм и не пришел Машиах. Необходимо еще раз задуматься о значении наступающего дня.
В честь наступающего праздника надевают чистые одежды и зажигают свечи. При этом произносятся два благословения: «Благословен Ты… заповедавший зажигать свечи в Йом Кипур», и «Благословен Ты… давший нам дожить… до этого дня» — Шегехеяну.
Родители благословляют своих детей — чаще всего следующими словами: «Да удостоит тебя Б-г стать таким, как Эфраим и Менаше» (мальчиков) или «…как Сара, Ривка, Рахель и Лея» (девочек).
Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Йом Кипур
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»