Темы: Воспитание детей, Дети, Подростковый период, Чувствительный ребенок, Самооценка
Здравствуйте! Моей дочери Саре (имя изменено) 16 лет. Она очень ранимая. Она не находит себе места в классе и часто спрашивает меня: «Кто я вообще?» или: «Как возможно не обижаться?» Буду очень рада получить ответ — как мне реагировать и как ей справляться со своими трудностями?
Здравствуйте! Ваш вопрос очень короткий, в нем мало информации. Поэтому ответ будет длинным.
Многие дети приходят к подростковому возрасту с явным недостатком уверенности в себе и сталкиваются с соответствующими испытаниями.
Главная проблема Сары, на мой взгляд, заключается в низкой самооценке. Именно она делает девочку такой ранимой, неуверенной, неустойчивой. Если у человека высокая самооценка — критика, хоть и неприятна ему, не свалит его с ног, а заставит улучшаться, косые взгляды или насмешки могут слегка оцарапать, но не оставят шрамов. У человека с низкой самооценкой все наоборот. Любое критическое замечание ставит под угрозу всю его личность. Самооценка напрямую влияет на положение среди сверстников. Они сразу чуют, как ты относишься к себе, и начинают относиться к тебе соответственно.
Складывается самооценка в раннем возрасте на основе реакций (словесных и невербальных) родителей и близких. Посредством этих реакций ребенок узнаёт, кто он такой. От того, нравится ли он окружающим, он решает, хорош он или нет. Поэтому не всегда самовосприятие человека соответствует действительности: иногда человек интересный и талантливый считает себя серым ничтожеством, а бывает, что девушка, далекая от идеала красоты, считает себя неотразимой красавицей.
Любая дополнительная информация (реакция окружающих или ситуация, в которую попадает) получает отрицательную или положительную интерпретацию в зависимости от основ, заложенных в детстве. Пример: человек идет по улице и видит, что кто-то ему улыбается. Если самооценка человека высока, то он решит, что понравился этому «кому-то», а если низка — решит, что тот над ним насмехается.
Вы знакомы с людьми, которые не воспринимают похвалы? Не доверяют комплиментам? Это люди с заниженной самооценкой. Все хорошие слова отскакивают от них, как от стенки горох.
Чтобы повысить самооценку Сары, прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы ее окружали любящие и заботливые люди. Которые могут дать ей тепло и поддержку, будут искренне интересоваться ее жизнью. Очень важно побеспокоиться о том, чтобы девочку поменьше критиковали, не делали ей замечания по мелочам, иначе она растеряет и те крохи уверенности, что у нее еще остались.
Еще один очень мощный патент, который прекрасно работает при постоянном применении: каждый день внимательно следите за дочкой и запоминайте, что хорошего она сделала. Запишите все до самых мелочей (вежливо ответила на вопрос, вынесла мусор, поиграла с младшим братом, быстро и самостоятельно сделала уроки) и вечером, перед сном, когда зайдете пожелать ей спокойной ночи — присядьте на край ее кровати и прочтите ей весь список. Или перескажите его по памяти. Назовите по имени каждое качество, которое проявляется в ее поступках: доброта, неравнодушие, милосердие, постоянство, ответственность и т.д. Пусть она приведет дополнительный пример своего поведения, происходящего от ее хороших качеств.
Делайте так каждый день на протяжении как минимум месяца. Потом можно уменьшить дозу: иногда пропустить день, перейти на режим «через день». Потом через два. Можно снизить до двух раз в неделю, но не меньше. Приучите девочку делать это самостоятельно.
Сара достигла возраста, когда складывается самовосприятие, личность проходит идентификацию. Она ищет ответ на вопрос «кто я?» и вскоре найдет его. С помощью Всевышнего и Вашей самооценка девочки повысится, вера в себя укрепится. Перед ней очень важный отрезок пути: выбор профессии, построение дружеских связей, замужество. Высокая самооценка просто необходима. Молитесь, просите Творца о помощи.
Говорят, что чудес не бывает, но это не так. Есть люди, которые их удостаиваются. Всего Вам наилучшего!
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»