Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Смысл творения, Сотворение мира, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Вознесите глаза ваши и посмотрите,
Кто сотворил это
Кто выводит по счету их воинство,
всех по имени называет…»
(Йешаяу 40:26)
Магид из Дубно призывал еврейский народ научиться видеть этот мир, как божественное Творение. Всевышний не виден глазу, Он проявляется в Своем могуществе и чудесах, как сказано: «Действительно, Ты — Б-г скрывающийся, Б-г Израиля, спасающий»[1]. Несмотря на то, что Ты пребываешь в сокрытии, Ты — Б-г Израиля, являющий нам множество чудес, и Ты спасаешь нас каждый час и во всякое время, и таким образом раскрываешься перед людьми, и они узнают Тебя.
В своем последнем увещевании народу Израиля сказал Моше-рабейну: «Тебе дано было видеть, дабы знать, что Г-сподь есть Б-г, нет другого кроме Него»[2]. Люди поклоняются идолам, сделанным из материала рукой мастера, поскольку они видны глазу. Но если человек приблизится к благословенному Б-гу, — Он откроется ему и станет виден не менее отчетливо, чем любой идол и любая сила. Именно это завещал царь Давид своему сыну Шломо: «А ты, Шломо, сын мой, знай Б-га отца твоего и служи Ему с цельным сердцем и желанием души, ибо все сердца испытывает Г-сподь и всякое порождение мыслей знает; если будешь искать Его, он предстанет перед тобой, а если оставишь Его, Он покинет тебя навечно»[3].
Сказано о человеке: «И немногим Ты умалил его перед Б-гом, славой и великолепием увенчал его. Ты позволил ему властвовать над делами Твоих рук, все положил к его ногам»[4]. Каждый, кто хоть немного постигнет пути божественного управления миром, поймет, что Б-г одарил благом все Свои творения, а в особенности — человека, даровав ему ясное мышление. «Сыновья вы Г-споду, Б-гу вашему…»'[5], «Так изрек Г-сподь: сын Мой, первенец Мой, Израиль»[6]. Какова же суть человека как божественного творения?
На человека возложено сохранить в себе «божественный образ», из чего проистекает его обязанность постоянно изучать Тору, трудиться над ее постижением «днем и ночью»[7], «ложась и вставая»[8]. И даже если он занят материальными делами, но постоянно сверяет с Торой все свои стремления и, согласно своим возможностям, размышляет о мудрости и мусаре, — это и есть проявление способности «понимать и постигать». Иначе за очень короткое время можно погубить свою душу, ибо ее природа чиста и утонченна и ей легко причинить боль.
Так об этом повествует Магид в одной из своих притч: «Некий вероотступник, который к тому же был злобным насмешником, встретил Магида из Дубно и стал глумливо отрицать веру. “Если ты убедишь меня в существовании Б-га, я признаю тебя великим учителем”, — заявил он мудрецу. “Я расскажу тебе притчу”, — ответил Магид. Однажды купец принес кузнечные мехи, дал их своему работнику и сказал: “Если тебе понадобится раздуть огонь, растягивай мехи, как гармошку, и пламя разгорится”. На следующий день работник пришел к купцу и говорит: “Не работают мехи. Как я ни старался, не разгорается огонь”.
Купец решил разобраться, в чем дело, заглянул в печь, а там — ни искорки. Угли давно погасли и остыли. Тогда он сказал работнику: “Как же ты хочешь разжечь огонь, если не осталось ни искры, а без нее не раздуть пламя. Если бы ты попросил горящий уголек у соседа или чиркнул спичкой, тогда — дело другое”. “Так и с неверующим, который не допускает и мысли о существовании Б-га, — заключил Магид из Дубно, — была бы в тебе хоть искра веры, я помог бы тебе ее раздуть, как раздувают мехами огонь. Но в твоей душе эта искра давно погасла. Поэтому все мои слова будут впустую”».
[1] Йешаяу 45:15.
[2] Дварим 4:35.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»