Из цикла «Даат тфила», темы: Человек, Речь, Цель творения, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Раскрытие Всевышнего
Все объекты в Святом языке называются дварим. Давар происходит от слова дибур, речь. Каждый объект «рассказывает» нам свою внутреннюю сущность и духовный корень. А корень всего мироздания — в слове Б-га: «Навеки, Г-споди, Твое слово стоит в небесах». Каждое слово и речение Всевышнего во время творения, когда Он сказал: «Да будет…», — это душа и жизненность того объекта, что был этим словом сотворен. И с того момента и далее, все дни мира, Его слово стоит в сотворенных, чтобы давать им свет и существование во всякое мгновение… Только сейчас мы не в состоянии увидеть это нашим материальными зрением. А о грядущем написано: «И увидит всякая плоть вместе, что уста Г-спода говорили». Раскроется внутренний смысл всех частей мироздания, и сбудется сказанное: «И откроется Слава Г-спода». «То есть наше восприятие очистится так, что мы сможем даже материальным зрением постичь и увидеть распространение слова Всевышнего во всем сотворенном» (Нефеш аХаим).
На человека возложена обязанность «разговорить» мироздание. Раскрыть в каждом создании его смысл и внутреннюю суть. Найти слово Б-га во всяком событии в мире выражение Его воли — внутренней сути всего мироздания. На человека возложено служение: управлять всем мирозданием и привести его к полному исправлению, когда исполнится слово Писания: «И увидит всякая плоть вместе, что уста Г-спода говорили».
Человек — руководитель (дабар, говорящий) Творения. Мы уже говорили об этом в начале книги, где речь шла о миссии Адама в назывании имен всем созданиям на земле, см. выше[ЦВ1] .
Когда мы сказали, что человек — «говорящий» мироздания, не имелась в виду только речь человека. Суть человека — быть руководителем Творения. Поэтому вся его форма называется «говорящий».
Мысли человека, его речи и действия оказывают грандиозное влияние на мироздание, исправление или порчу всех миров. Всевышний поставил управление всеми мирами в зависимость от человека. Он наделен силой вести все мироздание к полному исправлению или отдалять его. В этом смысл понятия «образ Б-га», которое подробно объясняется в первой части книги Нефеш аХаим.
Но основную часть своей деятельности — в лучшую или в худшую сторону — человек выполняет через свою главную форму: силу речи. Об этом сказано: «Человек рожден для труда… для труда устами» (Санедрин 99). «И помещу Мои слова в твои уста, и в тени Моей руки укрою тебя, чтобы насаждать небеса, и основывать землю, и говорить Сиону: Ты — мой народ». «Сказал Рав: каждый, кто занимается Торой ради нее самой (лишма)… как будто построил дворец наверху и внизу, как написано: “…насаждать небеса и основывать землю”. Раби Йоханан сказал: Такой человек защищает весь мир, как сказано: “В тени Моей руки укрою тебя”, а Леви сказал: И приближает избавление, как сказано: “…и говорить Сиону: Ты — мой народ”. А в святом Зоаре говорится: “Читай не “мой народ” (ами), но “со Мной” (ими) — совместно со Мной”.»
Всевышний наделил человека силой насаждать небеса и основывать землю, быть Его «компаньоном» в создании мира, и все это — посредством речи, которую вложил в его уста. Речь — это «Мое слово», т.е. Его управление, переданное человеку. И подобно тому, как Тора передана человеку («Не на небесах она»), так и управление мирозданием передал Творец в руки человека — его речи.
И об этом сказано: «…ибо человек — дерево полевое». Человек подобен дереву. Речь в Писании называется нив сфатаим, буквально «урожай уст». Плоды человека — это его речения, и человек, называется Адамом, поскольку создан из земли (адама), поскольку соотносится с ней и ей уподобляется … «Ибо земля взращивает растения, деревья и плоды, она обладает потенциалом и из нее все реализуется. Подобно этому человек по своим свойствам потенциален, и в процессе жизни реализует свое совершенство. А все остальные создания не обладают скрытым потенциалом, но все, что должно быть в них, — уже есть. Поэтому животное называется беэма (можно прочитать как бама — в ней что), ибо все что должно находиться в ней, уже есть изначально» (Маараль). Таково и объяснение продолжения вышеприведенного стиха «Смерть и жизнь во власти языка, а любящие его — будут вкушать его плод» (Притчи 18:21).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»