Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.

И НЕ МОГ БОЛЬШЕ ЙОСЕФ СДЕРЖИВАТЬСЯ ПЕРЕД ВСЕМИ, КТО СТОЯЛ ПЕРЕД НИМ, И ВОСКЛИКНУЛ: ПУСТЬ ВСЕ ВЫЙДУТ ОТ МЕНЯ. И НИКТО НЕ СТОЯЛ С НИМ, КОГДА ЙОСЕФ ДАЛ СЕБЯ УЗНАТЬ БРАТЬЯМ (Берешит, 45:1)

Удивительно самообладание Йосефа. Его переполняли чувства, он больше не мог скрываться от братьев. И все же не дал эмоциям затмить разум, не сказал ничего, пока не вышли все египтяне, чтобы братьям не было стыдно в присутствии посторонних[1].

Открыв себя братьям, он добавил:

А ТЕПЕРЬ НЕ ТОСКУЙТЕ И НЕ РАССТРАИВАЙТЕСЬ, ЧТО МЕНЯ ПРОДАЛИ, ИБО ЭТО БОГ МЕНЯ ПОСЛАЛ ПЕРЕД ВАМИ, ЧТОБЫ ВАМ СОХРАНИТЬ ЖИЗНЬ (Берешит, 45:5)

Р. Йерухам Левовиц комментирует: в такой ситуации именно братья должны были успокаивать Йосефа и просить у него прощения. А мы видим, что он просит их не горевать и не расстраиваться.

Мы должны сознавать: Шулхан арух определяет закон для тех, кто делает зло. Но и для тех, кому сделали зло. К сожалению, очень часто обиженный считает себя вправе воздать обидчику «по заслугам» и отомстить «злодею» (даже если тот причинил зло по ошибке), потому что поступает «справедливо». Но Йосеф опередил братьев и сам их стал успокаивать (Даат Тора).

Однажды нищий перепутал с кем-то р. Зунделя Салантера и стал его ругать и проклинать. Р. Зундель молчал. Прохожие, знавшие рава, возмутились и хотели схватить нищего, но р. Зундель сказал, чтобы не трогали его и дали ему излить гнев. Вечером рав пришел к нищему домой и попросил прощения за то, что расстроил его (аЦадик рав Зундель).

ТАК НЕ ВЫ, А БОГ МЕНЯ СЮДА ПОСЛАЛ — ОН ПОСТАВИЛ МЕНЯ НАМЕСТНИКОМ [отцом] ФАРАОНА, ГЛАВОЙ ЕГО ДОМА И ПРАВИТЕЛЕМ НАД ЕГИПТОМ (Берешит, 45:8)

Конечно, Творец дал свободу выбора человеку, поэтому он может сделать другому что-то плохое, а тот вправе противостоять. Но потом надо быть готовым простить. То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести, он действительно так думал, выражал искренние чувства и простил их. Разве станет человек сердиться на камень, который в него бросили? Так видит жизнь Тора[2].

И ОТПРАВИЛ [Йосеф] СВОИХ БРАТЬЕВ [к ним домой в Кнаан], И КОГДА ПОШЛИ, СКАЗАЛ: ИДИТЕ С МИРОМ (Берешит, 45:24).

Раши объясняет: Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути. Один станет говорить другому: «Это ты во всем виноват, из-за тебя Йосефа продали в Египет; ты говорил о нем лашон гара, поэтому мы его возненавидели». Поэтому он изо всех сил старался предотвратить ссору братьев, которая могла произойти не только в его присутствии, но и потом (Даат Тора).


[1] Р. Йегуда Лейб Хасман в Ор огель.

[2] Р. Йерухам Левовиц.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»