Темы: Деньги, Цдака, Мишкан, Будущий мир, Заслуги
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныБольшое спасибо, что обратились к нам. Комментаторы Торы указывают на интересную деталь: когда Всевышний заповедует евреям принести пожертвования для Мишкана (Скинии), Он говорит (Шмот 25:2): «и возьмете Мне приношение», хотя более естественно было бы сказать: «…и дадите Мне приношение» или «…и принесете мне приношение».
Ор а-Хаим объясняет это так: часть пожертвований шла на общественные жертвоприношения. Принесение этой части было обязательным, и еврейский суд был вправе изъять ее у того, кто отказывался платить. Намек на это — использование слова «возьмете», а не более подходящего «дадите».
Бейт а-Леви предлагает другое объяснение. Он говорит: на самом деле деньги, которые действительно принадлежат человеку, это только те, которые он потратил на цдаку. И поясняет: когда деньги принадлежат человеку, независимо от того, хранятся они в швейцарском банке или дома под половицей, это всего лишь их временное пристанище. Как бы много денег ни было и как бы долго они там ни лежали, связь человека с ними — всего лишь номинальная. Всегда существует вероятность их лишиться.
Однако те деньги, которые человек дает на цдаку, становятся по-настоящему навсегда его, и заслуги исполнения этой заповеди никто не сможет у него отнять. Именно поэтому Тора, говоря о пожертвованиях, употребляет слово «возьмете», а не «дадите». На самом деле человек «берет» эти деньги для себя. Т. е. это тот же смысл, который существенно позже был выражен в известном афоризме: «Как дать, чтобы взять».
Это перекликается с мишной в «Пиркей Авот» (6:9), где сказано: когда человек покидает этот мир, его сопровождают не серебро, не золото, не драгоценные камни, а только Тора, которую он изучал, и добрые дела, которые он совершил. Получается, единственный способ придать материальным ценностям настоящую значимость и получить их в свое постоянное владение — это использовать их в благих целях. С другой стороны, тот, кто по скупости необоснованно держится за них, получает только временную и иллюзорную выгоду.
Более того, важно отметить: выгода, которую человек получает от денег, потраченных на цдаку, не ограничивается только Будущим миром. Неслучайно кульминационная часть молитвы в Дни трепета — слова о том, что раскаяние, молитва и цдака могут отменить страшный приговор, вынесенный Небесным судом. Так цдака может повлиять на жизнь человека и изменить ее и в этом мире.
Об этом упоминает и Рамбам (комментарий к «Пиркей Авот» 3:15). Он говорит, что лучше разделить деньги и пожертвовать их нескольким людям, хотя каждый из этих людей получит меньшую сумму, чем отдать всю сумму одному человеку. Рамбам поясняет: многократное повторение акта пожертвования, даже если это небольшие суммы, оставляет неизгладимый след в душе человека, делая его более милосердным.
Таким образом, мы видим, что, как во времена Мишкана, когда пожертвования на его строительство считалось «сомоинвестированием», так и каждый раз, когда мы используем свои материальные средства для помощи другим, в конечном счете, от этого выигрываем мы сами, причем не только в Будущем мире, но и в этом.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Отвыкнуть от привычного нарушения невероятно трудно, и величина усилия, необходимого для искоренения привычки, соответствует величине нарушения…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Раби Йосеф Герц
Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни полностью связаны с описанием Мишкана, о котором написана предлагаемая вам статья.
Рав Ашер Кушнир
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?