Темы: Рав Реувен Куклин, Вера и упование, Вера
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШолом! Хочу спросить… Нужна ли вера в иудаизме? Если да, то в каких случаях? Поподробней, пожалуйста! Заранее благодарю! Яков-Хаим
Уважаемый Яков-Хаим,
Вера, несомненно, нужна в иудаизме. И она занимает одно из самых важных мест в иерархии ценностей иудаизма. В Танахе мы находим множество стихов, говорящих о значении веры. Вера в Творца была засчитана в заслугу даже самому Аврааму, как сказано (Бэрейшит 15, 6): «И поверил он Г-споду, и Он вменил ему это в праведность (заслугу)». А Хаваккук сказал (2, 4): «…праведник верой своей жив будет». Из этого стиха мудрецы делают вывод об огромном значении веры: «Пришел Хаваккук и поставил (все заповеди) на одну» (трактат Макот 24а).
Однако речь не идёт о вере в существование Самого Творца, ведь в это верить нет никакой необходимости. Существование Творца — явная реальность для каждого человека, рассуждающего здраво. Более того, Тора основывает наши «отношения» с Творцом не на слепой вере, а на знании. Подробнее об этом см. Почему в мире так много религий?. А также Как скептики могли поверить?!
Вера на иврите — эмуна. Более точный перевод этого слова — «доверие». Подробнее об этом см. Как правильно верить?. В этих стихах говорится об уповании на Творца, доверии Ему, вере, что все, что с нами происходит, — к лучшему.
Во всём, что с нами происходит, мы должны полагаться на Творца, быть уверенными, что Он управляет всем каждую секунду. Говорят мудрецы в трактате Сота (48 б): «Тот, у кого есть пища на сегодня, а он говорит: “Что буду есть завтра?”, считается человеком со слабой верой».
Сэдэр Зраим (раздел «Семена») мудрецы (трактат Шабат 31а) называют «верой». Иерусалимский Талмуд объясняет: этот сэдэр так называется потому, что, бросая в землю семена, человек показывает свою веру в Творца. Он полагается на Него, ожидая, что семена, в конце концов, вырастут, хотя, на первый взгляд, они поначалу гниют в земле. Отсюда ясно, что «верить» означает полагаться на Творца даже в самые сложные моменты жизни, когда кажется, что всё «разложилось» и пропала, казалась бы, всякая надежда. Сказано в книге Тэилим (92, 2—3): «Хорошо славить Г-спода и петь имени Твоему, Всевышний, Возвещать утром милость Твою, и веру Твою — ночью». «Ночь» это аллегория тяжёлого периода в жизни человека. Именно в этот период необходима особенная вера в Творца.
Стих в книге Хаваккука (2, 4), который я привёл выше, говорит о великом значении веры, которая приравнивается ко всем заповедям вместе взятым. Маараль в книге Нэтивот Олам объясняет, что цель всех заповедей — приблизить человека к Творцу. Ничто не может так приблизить человека к Б-гу, как упование на Владыку мира, утверждает Маараль.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Вера и упование
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Раби Авраам Йешаяу Карелиц Хазон Иш,
из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)»
Душа жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать, — но заперты ворота…
Раби Авраам Йешаяу Карелиц Хазон Иш,
из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)»
Как и в какой мере человек может удостоиться Б-жественной помощи?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина