Темы: Ненависть, Реувен Куклин, Война, Грех, Радость, Террор
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые рабаним. У меня есть несколько вопросов. Может немного сумбурно, но все же…
Сейчас у нас на юге Война, и я прекрасно помню войну 2006 года. Ужасно жаль наших людей, жителей юга, по которым все время стреляют. Не менее жаль наших солдат, которые находятся один на один с врагом, но, с другой стороны, очень рада, что есть люди, которые ГОТОВЫ и РАДЫ защищать свою страну и ее жителей. Но у меня противоречивые чувства к мирным жителям палестины. Мне абсолютно не жаль их погибших жен и детей, а стоит узнать о ранении нашего солдата, и я заливаюсь слезами. Стыдно немного за это, но это именно так. Тем не менее, когда евреи перешли Красное море, а египтяне затонули и евреи на берегу пели шират-а-ям, Вс-вышний сказал: «Чему вы радуетесь, мои создания гибнут» То есть нужно скорбеть даже о врагах? Посоветуйте мне, как относится к этому всему, точнее, как попытаться относиться к этому правильно. Я приняла гиюр недавно, и мне еще многое непонятно.
Спасибо, с уважением, А.
Уважаемая А.!
Действительно, мудрецы в трактате Сангедрин говорят о том, что, когда египтяне утонули, ангелы хотели воспеть хвалебную песнь Творцу. Но Он не согласился слушать хвалебную песнь ангелов. Сказал Б-г: «Творения рук Моих тонут в море, а вы поёте песнь?» (Стоит обратить внимание: мудрецы говорят не о песни, которую пели сыны Израиля, как Вы упомянули, а о песни, которую собирались петь ангелы). Как Вы пишете, и с полным основанием, отсюда можно сделать вывод, что когда погибают творения Всевышнего, радость неуместна, даже когда речь идёт о грешниках.
Однако, с другой стороны, говорит Талмуд в трактате Брахот, что царь Давид не сказал алелуйа («хвалите Господа»), пока не увидел падение грешников. Мудрецы имеют в виду слова царя Давида в книге Тэилим 104, 35, где в первый раз в книге Псалмов сказано Алелуйа, и это слово следует за упоминанием смерти грешников: «Да исчезнут грешники с земли, и нечестивые — да не будет их более! Благослови, душа моя, Господа! Алелуйа (хвалите Господа!)».
Отсюда можно сделать противоположный, на первый взгляд, вывод: радость уместна и законна, именно когда умирают грешники. И так сказал царь Шломо (Соломон) в книге Мишлей(11, 10): «…при погибели нечестивых — торжество».
Чтобы разрешить это «противоречие», обратимся к словам Торы(Шмот 23, 5): «Если увидишь осла врага (буквально: “ненавистника”) твоего лежащим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним». Талмуд в трактате Бава Меция(32б) говорит: из того, что сказано «врага твоего», можно сделать следующий вывод. Если еврей видит двух ослов, лежащих под ношей, причём один из них принадлежит его врагу, а другой — другу, помочь следует прежде именно врагу.
Талмуд в трактате Псахим(113 б) спрашивает: как может быть, что у еврея есть враг (ненавистник)? Ведь ненавидеть нельзя, как сказано: «Не враждуй (буквально: “не ненавидь”) на брата своего в сердце твоём…» (Ваикра 19, 17)? Отвечает Талмуд, что речь идёт о грешнике, которого можно ненавидеть.
Спрашивают авторы комментария Тосафот: если речь идёт о грешнике, то почему ему надо отдать предпочтение и развьючить его осла первым? Отвечают Тосафот1: ненавидеть грешника означает ненавидеть его грехи, его дурные дела; однако вовсе не имеется в виду ненависть к нему как к человеку. Поэтому ради того, чтобы ненависть к греху не переросла в ненависть к самому человеку, Тора велит нам прежде развьючить осла грешника. Это поможет нам «перенаправить» ненависть с грешника на грехи, которые он совершает.
Слова Тосафот помогут нам разрешить упомянутое «противоречие». Несомненно, когда грешники умирают, мы должны быть рады: меньше греха в мире, меньше нечисти. И так сказали мудрецы (трактат Сангедрин 72 а): «Смерть грешников — благо для них самих и благо для всего мира».
Но, с другой стороны, нам не следует забывать, что речь идёт о творениях Вс-вышнего. И о том, что сотворённые Им были уничтожены, мы должны, конечно же, сокрушаться. Лучше было бы, чтобы они раскаялись в своих грехах и встали на правильный путь. Лучше было бы, чтобы количество грехов уменьшилось благодаря их раскаянию, а не их уничтожению.
В трактате Брахот(9 б) говорится о грешных соседях рабби Меира. Рабби Меир хотел просить Всевышнего, чтобы они умерли, но его жена Брурия сказала: «Молись о том, чтобы они раскаялись в своих делах, а не об их смерти». Рабби Меир согласился с её словами.
И так сказано в книге Зоар(Ваера 105 б): «Запрещено человеку молиться о смерти грешников. Он должен молиться о том, чтобы они раскаялись в своих делах».
Поэтому, конечно же, Вы правы, радуясь, что наши враги, которые нам столько горечи причиняют, были убиты. Но всё же в глубине Вашего сердца эта радость должна быть неполна, мы должны помнить, что даже эти террористы — творение рук Б-га.
Читайте: Помолитесь за раненых солдат!
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Шрага Симмонс
Мне было 11 лет, и я обожал спорт. Я мог часами слушать и смотреть репортажи с игр моих любимых команд. Очередная Олимпиада была важна не только из-за участия в ней первоклассных спортсменов. Раз в 4 года у меня появлялась возможность болеть за «еврейскую сборную» — спортсменов, представляющих Израиль.
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Моше Пантелят
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Реувен Куклин
Хотелось бы самому взглянуть на то место в Учении, где это приведено...
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?