Темы: Ненависть, Реувен Куклин, Любовь, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ еще не сильно знаком с учением Торы, поэтому решил спросить Вас — есть ли в учении нашей Торы, в ее письменной или устной части, в словах мудрецов или раввинов прежних или нынешних времен прямое высказывание, что надо учиться любить в сердце даже тех, кто нас обижает, даже тех, кто нас сам не любит? Меня интересует любое высказывание наших учителей прямым текстом, указывающее явно, что надо воспитывать в себе такую любовь, хотелось бы самому взглянуть то место в учении, где это приведено.
Элияhу Б., Москва
Уважаемый Элиягу!
Конечно, существует мицва любить и того, кто нас ненавидит, поскольку мицва «люби ближнего, как самого себя» относится к каждому человеку, и даже к тому, кто нас ненавидит.
Более того, это способ добиться того, чтобы те, кто нас ненавидит, вновь нас полюбили, как написано в книге Мишлей (27, 19): «Как (в) воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку», т.е., как человек относится к своему ближнему, так его ближний будет относиться к нему. Также рассказывают наши мудрецы, благословенна их память, об Аароне (Авот де-рабби Натан, 12), что, когда он встречал двоих людей, ненавидящих друг друга, то шёл к одному из них и рассказывал, что его ненавистник на самом деле любит его (хотя это и было неправдой, он делал это ради установления мира), и тогда тот человек остывал от своей ненависти и начинал любить своего ближнего, как прежде. И это разъясняется во многих местах в Письменной и Устной Торе, я цитирую некоторые из них:
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте: Любовь и ненависть
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Ашер Кушнир
Неужели недостаточно только нести в себе веру в существование Б-га?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Моше Пантелят
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Берл Набутовский
А если у него такие же недостатки, как у меня?
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ