Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Интеллектуальный труд ущербнее физического?

Темы: Гордость, Разум, Мудрость, Предназначение, Скромность, Уважение, Работа, Самооценка, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Рав! Хотел задать такой вопрос. Что говорит иудаизм об интеллектуальном труде? Он хуже, чем физический, или стоит наравне с ним?

Спрашиваю это не просто так. На днях ездил к знакомой женщине на дачу. Возил тачки с песком, камнями и делал другую достаточно тяжёлую работу, от которой устал. А женщина та подсмеивалась надо мной и говорила, что это тебе (то есть мне) не тексты переводить на иностранные языки и что это никчёмная работа по сравнению с физическим трудом.

Хотя я работаю в гардеробе (гардеробщиком, мне кажется, это само по себе в какой-то степени физическая работа, не могу тяжелее, так как я инвалид). Что Вы думаете об этом, Рав? Действительно ли интеллектуальный труд ущербнее физического? С уважением, N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Спасибо за Ваш вопрос.

Сначала позвольте поделиться, что являюсь типичным представителем тех, кто занимается интеллектуальным трудом. И не каким-нибудь, а — о, ужас! — среди прочего и переводами.

Да, бывает нелегко, ведь перевод — это не просто замена каждого слова на его словарный эквивалент. Нет, у каждого языка своя структура, свои образные выражения, да и у людей, говорящих на нем, часто свой определенный менталитет. И всё это надо учитывать и не просто заменять одни слова другими, а, по сути, составлять новый текст, в котором все упомянутые пункты учтены — и не только они. Да, требует изобретательности и, в целом, большого умственного напряжения. Вроде бы, мускулы не напрягаешь, а напрягаешься и устаешь.

И при всем при том заявляю: кто считает умственный труд никчемным по сравнению с физическим, да еще и открыто смеется над теми, кто занят умственным трудом, тот просто «набитый дурак» и в подметки Вам не годится. Даже если при этом у него очень развит интеллект — так, что и переводить умеет, и еще много чего знает и понимает. Всё равно, как кто-то выразился, «умный, умный — а дурак».

То же самое можно сказать и о человеке, который считает физический труд никчемным по сравнению с умственным.

Это на самом деле поразительный феномен: по моему личному впечатлению, люди делятся не просто на умных и не очень, а, по крайней мере, на три категории «по нарастающей»:1) глупый глупец (по-английски звучит лучше: stupid idiot — так говорят) 2) умный глупец 3) мудрец.

Нет, я не называю себя мудрецом — для этого надо еще очень много в жизни понять. Но вот такие люди, которые вроде как интеллектуалы и так много знают и понимают, но при этом выдают подобного типа ошибочные суждения о жизни, — по-моему, должны называться «умными глупцами». Ибо мудрец так не скажет.

Мудрец знает простую истину: Б-г создал каждого человека со своей ролью и в соответствии с ней дал ему способности — как инструменты для выполнения задания, исполнения роли.

И ответ на вопрос, «лучше» или «хуже» человек, определяется одним главным фактором: хорошо ли он выполняет свою роль? Работает ли на совесть? Использует ли данные ему способности и инструменты по назначению, на благо миру, или злоупотребляет, или отлынивает от работы?

И если, с одной стороны, у нас дворник, который трудится целый день и после его работы улица блестит, а с другой — президент, который недостаточно усердно трудится, в результате чего страна скатывается к кризису, то этот дворник лучше этого президента.

Это же справедливо в отношении всех профессий. Кто лучше, переводчик или гардеробщик? Хороший гардеробщик лучше плохого переводчика. А если переводчик тоже хороший, но смеется над гардеробщиком (или наоборот), то тем самым ставит себя ниже, демонстрируя собственную глупость и ущербность.

Ведь профессия — это еще не всё, и даже если человек хорошо выполняет свое дело, но при этом зол или надменен и т. п., то это определенно портит общую картину. И хорошим такого человека не назовешь. Не обязательно всё уметь и всё понимать, важно вырабатывать приятный характер и работать над его свойствами. Одним из самых важных из этих свойств является уважение к другим людям.

Наглядный пример того, что происходит даже с умным человеком, который не уважает других, мы видим в том, что случилось с учениками раби Акивы. Они были невероятно интеллектуальны и добивались блестящих результатов в изучении Торы. Но все они умерли в период между Песахом и Шавуотом, по словам мудрецов — поскольку не проявляли друг к другу уважения. Вот что думает Б-г о том, кто занят интеллектуальным трудом, и успешно, но не уважает других. Так что лучше усвоить этот урок.

А если кто-то скажет, что там все-таки они проявляли неуважение к собратьям-интеллектуалам, то вот еще пример:

Как известно, колена Иссахар и Звулун заключили сделку: Звулун занимается торговлей, хорошо зарабатывая, и материально поддерживает Иссахара, который посвящает жизнь изучению Торы. Тут Иссахар занимается интеллектуальным трудом, а Звулун — ну, не откровенно физическим, но торговлей — а о бизнесменах на разных этапах истории слагали анекдоты с общим посылом: богатые, но тупые. Так что тот, кто уважает лишь интеллектуалов, наверное, и торговцев будет презирать.

Однако Тора говорит: «Радуйся, Звулун, выходу твоему (в море на торговых судах), а Иссахар — в шатрах твоих (изучая Тору)» (Дварим 33:18). Раши[i] комментирует этот стих: Тора упоминает здесь Звулуна первым, перед Иссахаром, так как своими познаниями в Торе Иссахар обязан Звулуну. Вот так.

Да и вообще, если кто-то такой умный, то мог бы и призадуматься — и понять простую истину. Что важнее, скажем, в поезде или в машине: компьютеризованная система управления, где всё работает на электронике, или физическое колесо, которое крутится? Глупый вопрос: конечно, и то, и другое! Да, без пульта управления поезд не поедет, нечему привести его в движение. Но и без колес тоже! Нечего привести в движение!

Поэтому один мудрый президент, посетив порт, обратился к грузчикам так: «Вы тут разгружаете множество контейнеров с импортным кофе. Значит, благодаря вам мы в Белом доме не засыпаем за работой». Вот так: признать грузчика полноценным партнером тех, кто управляет страной.

Так что всё, что полезно, — то и важно. И важен всякий, кто приносит пользу обществу по мере своих сил. И смеяться над этим — верх глупости и высокомерия. А тот, кто смеется, тем самым ставит себя на самый низкий уровень, а в тяжелых случаях и вовсе ставит под угрозу свое существование. Ибо Б-г такого не терпит ни от кого.

Да поможет Он нам всем осознать и свою роль, и роль окружающих, чтобы каждый и с гордостью и радостью выполнял свою, и с глубоким уважением относился к исполнителям других ролей. Никто ни без кого тут не обойдется, и каждый является неотъемлемой и достойной частью единого целого.

С уважением, Меир Мучник


[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше