Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Евреи исключили из Писания главу об Иисусе?

Темы: Иудаизм и Христианство, Машиах, Антисемитизм, Пророки

Отложить Отложено

У меня есть вопрос. Недавно я смотрел видео, где бывший еврей, принявший христианство, заявил, что евреи специально пропускают 53-ю главу Исайи, где говорится об Иисусе. А еще я слышал, что эту главу евреи вообще исключили из Писания. Это правда? Борис

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Борис,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Ваш вопрос основывается на двух предположениях: 1. 53-я глава пророка Йешаи говорит об основателе христианской религии. 2. Евреи как-то «скрывают» эту главу: либо пропускают, либо вообще исключают.

Давайте попробуем разобраться, насколько эти предположения верны.

О чем эта глава?

Согласно христианскому подходу, эта глава создает образ-идею «страдающего раба» и (якобы) предсказывает будущие страдания родоначальника христианства, которого его последователи считают «Мессией» (Машиахом).

Евреи, в соответствии со своей многовековой Традицией, не видят в этой главе мессианского пророчества. Речь в ней идёт о еврейском народе, который неоднократно упоминается в Писаниях как единое целое, один человек, поэтому и употребляется единственное число.

Это вполне очевидно, если не рассматривать главу отдельно, а увидеть ее в контексте предыдущих глав. Пророк говорит о страданиях беззащитного еврейского народа и презрении, которое выпадет на его долю. Тот, кто знаком с историей еврейского народа, ясно понимает содержание этой главы…

Более того, слово «раб» (стих 11), которое мы видим в этой главе, ни разу (!) не употребляется в Танахе для обозначения Машиаха. В то время как народ Израиля неоднократно называется у пророка Йешаи и у других пророков «рабом». Проверьте, например, следующие стихи в книге Йешаи: 41:8-9, 44:1-2, 45:4, 48:20, 49:3. Разумеется, и эта глава не исключение.

Давайте вспомним 4-ый стих этой главы, который часто используется христианами для обоснования их подхода.

«Но болезни наши переносил он, и боли наши терпел он, а мы считали, что он поражаем, побиваем Б-гом и истязаем».

И давайте сравним его с похожим стихом в книге пророка Ирмияу (30:17):

«А тебе дам Я исцеление, исцелю тебя от язв твоих, — сказал Господь, — ибо назвали тебя отверженным: “это Цийон, никто не печется о нем”».

По смыслу эти стихи очень похожи: речь идет о ком-то, кто поражен болезнями и страдает. Они похожи, поскольку говорят об одном и том же. Только у Ирмияу мы ясно видим, о чем речь. Давайте прочтем предыдущий стих в книге Ирмияу (30:10):

«И ты не бойся, раб Мой Яаков, — сказал Господь, — и не страшись, Исраэль, ибо вот, спасу Я тебя издалека и потомство твое — из страны пленения их; и возвратится Яаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет страшить его».

Из этого стиха ясно следует, что «раб», жертва, о которой речь пойдет ниже, — это не кто иной, как еврейский народ.

«Скрывают» ли евреи 53-ю главу пророка Йешаи?

Прежде всего поспешу Вас заверить, что абсолютно все еврейские издания книги пророка Йешаи содержат эту главу, ее никто не удалял, она находится на месте и доступна любому, в том числе и в библиотеке нашего сайта.

Предположение о том, что евреи «пропускают» эту главу также далеко от реальности.

Каждую субботу после завершения чтения Торы в синагогах читается отрывок из Пророков, который называют «афтара». Книги Пророков насчитывают около 380 глав. Из них в синагоге читается всего 75 глав. Говорит ли это о том, что мы «скрываем» более 300 глав Пророков? Конечно же, нет.

Отрывок, который выбран для чтения, обычно каким-то образом связан либо с недельной главой Торы, которую читают перед ним, либо с праздниками или другими значимыми датами, приходящимися на этот период. То, что какая-то глава не читается в синагоге публично, просто означает: либо она не подходит по теме, либо есть главы, где «тема этой недели» выражена более ярко.

Еще одно заблуждение гласит: то, что соседние главы из книги Йешаи, 52-ю и 54-ю, читают в синагогах, «показывает», что и 53-ю главу читали, просто ее «исключили», чтобы публично не читать «пророчество о христианском Мессии».

Чтобы развеять и это заблуждение, попробуем разобраться, когда же читаются соседние главы книги Йешаи. После трагического дня 9 Ава читают 7 специальных «афтарот» из пророка Йешаи, которые объединены общей темой «утешения», т.е. их цель — утешить еврейский народ после страшных событий 9 Ава и дать ему надежду.

Вот отрывки, которые читают:

1. Йешая 40:1-26,

2. Йешая 49:14-51:3,

3. Йешая 54:11-55:5,

4. Йешая 51:12-52:12,

5. Йешая 54:1-10,

6. Йешая 60:1-22,

7. Йешая 61:10-63:9.

Как мы видим, главы не читаются по порядку и кроме 53-ей пропущены также главы 42-48 и 55-59. Почему же они пропущены? Все очень просто: они не подходят по теме, в них либо нет темы утешения, либо она не так ярко выражена.

Более того, само предположение о том, что мы «скрываем» части Танаха, которые, по мнению христианских богословов, «говорят о христианском Мессии», неверно. Возьмем хотя бы стих 9:5 в книге пророка Йешаи, где сказано: «Ибо родился у нас мальчик, сын дан нам; власть на плечах его, и наречено ему имя Пэле-Йоэйц-Э-ль-Гибор-Авиад — сар-шалом».

Согласно еврейской Традиции, здесь говорится о рождении царя Хизкиягу. Христиане же утверждают, что речь идет об основоположнике их религии. Однако это не мешает евреям читать соответствующий отрывок в синагогах в качестве афтары к недельной главе Итро.

Так что нам «скрывать» нечего.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше