Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Вячеслав!

Разрешите контрвопрос: а что это такое — «мое мнение»? Постараемся понять на примере. Некто пришел и объявил во всеуслышание: «Я считаю, что сборная Аргентины по футболу сильнее, чем сборная Франции». Это его мнение или нет? Вроде как да. А если задуматься, по-видимому, зависит от того, кто это говорит. Если это сказал спортивный аналитик — действительно, это его мнение. А если это заявил первоклассник своему соседу по парте — кажется, нет. Почему?

Всё очень просто. Аналитик проделал работу: собрал информацию о каждом футболисте, поднял статистику встреч, изучил материал, всё проанализировал, пришел к выводу. Первоклассник — не обладает информацией, никогда не пробовал анализировать и понятия не имеет, что это за слово такое — «статистика». Откуда у него такая ясность в этом вопросе? Иди знай, то ли услышал от старшего брата (авторитет! брату уже девять лет), то ли ему понравились цвета формы аргентинцев, то ли просто друг сказал наоборот, а ему хочется поспорить.

Мнение аналитика существенно, поскольку претендует на объективность, на установление истины. Не обязательно объективно и истинно, только претендует, ведь и аналитик может ошибаться. Но всё же это — мнение, с ним можно считаться, оно имеет вес. В отличие от утверждения первоклассника, которое не притязает на истинность никаким боком. Естественно, ведь факторы, которые влияют на его мнение, никак не связаны с сутью вопроса.

Вывод: чтобы действительно иметь свое личное мнение по какому-то вопросу, надо основательно, досконально разобраться в этом вопросе.

К сожалению, мы, взрослые, сплошь и рядом ведем себя точно так же, как тот первоклашка. Очень хочется выглядеть авторитетно и аутентично, уметь отстоять свою правоту. А истинны наши взгляды или ложны — часто вопрос второстепенный. Нас это не интересует: «Если я так считаю, значит, это и есть правильно. Это мое мнение — и всё, точка». У каждого свое «правильно», своя истина.

Все мы любим с умным видом порассуждать на темы, представление о которых у нас, ну, если не на банально детсадовском уровне, то не намного выше. Как в детстве услышали, так и считаем, и отстаиваем свою правоту с пеной у рта. Особенно в том, что касается смысла жизни, мировоззрения, религии. (Многие даже не задумываются, что подобные вопросы, оказывается, можно изучать, владеть информацией, разбираться в них как в любой другой области).

Возьмем в качестве примера ту самую Теорию Эволюции Дарвина. Можно спросить кого угодно:

— Как появился человек?

Ни капли сомнения, ответ будет:

— Конечно, от обезьяны. За десятки миллионов лет, путем случайных мутаций и естественного отбора.

— Откуда ты знаешь?

— Ну, это все знают, да и в школе учили (кажется, в классе пятом-шестом).

— А ты знаешь, что эта теория не только не доказана, но и, наоборот, опровергается множеством научных фактов?

— Да-а-а, что-то такое слышал… Но ведь ничего другого вроде как не придумали еще… Так что пока будем считать, что от обезьяны.

Задумаемся: что происходит? Ребенок «проглотил» то, что ему «закапали» в 11 лет (конечно, в таком возрасте нет ни способности, ни желания разбираться в достоверности того, что преподают), и живет дальше с этим «своим» мнением. Он уже вырос, но даже не задумался над тем, чтобы пересмотреть, углубиться, открыть книги, взвесить всё заново зрелым умом. Хотя бы попытаться быть объективным. Оправдывает себя чем-то вроде: «Ну, раз ученые так считают, наверное, это правда» и т.п. А потом оказывается, что множество ведущих ученых уже отказалось от дарвиновской теории. А мы и не заметили...

Почему люди не склонны пересматривать такие «свои» мнения? Это больше вопрос к психологам. Если вкратце, то человек предпочитает верить в то, что ему выгодно. Даже если это ложь. Верить в то, что не обязывает напрягаться, позволяет жить так, как спокойнее, как привык. Найти в себе силы изучить вопрос, быть критичным, постараться понять мнение оппонента, которое не очень импонирует, — это непросто.

Иудаизм учит именно этому: стараться сохранять объективность, отличать доказанное от недоказанного. Проверять, задавать вопросы и анализировать. Быть специалистом, разбираться в том, что действительно важно для человека. Скрупулёзно искать истину. Иметь свое мнение — обстоятельное мнение аналитика, а не первоклассника.

Этот навык не приходит сам. Всевышний заложил в нас задатки, позволяющие бороться с поверхностностью. Но если не начнем над этим работать, так и будем жить, руководствуясь чужим, часто навязанным нам мнением.

 С уважением, Нохум Желязник

 

Материалы по теме


О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше