Темы: Исправление, Ад, Награда и наказание, Предназначение, Грех, Душа, Заповеди, Будущий мир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, подскажите, пожалуйста. Вот все раввины говорят про Будущий мир, про награду в Будущем мире, есть учение про гилгуль — реинкарнацию. А можно ли как-то сделать, чтобы этого мира не было? Что нужно сделать, чтобы больше не рождаться?
Вот я — грешник, грешу постоянно. Сгорит ли моя душа в аду? Или мне опять нужно будет рождаться, что-то исправлять? И за что Бог наказывает души, которые рождаются в России, за какие грехи? И что нужно делать, чтоб, не дай Бог, родиться еще когда-либо в России? N.
Здравствуйте, N.!
Если честно, боюсь, что одному Б-гу известно, кто и как в наше время заново рождается. Так что дать Вам точную информацию или указания, как этого избежать, я не могу. Только в целом могу сказать: чем меньше мы совершаем грехов и чем больше выполняем заповедей и просто правильных действий, тем больше шанс, что выполним свое предназначение в этой жизни и нам не потребуется еще что-то исправлять. Но гарантий никаких нет. Есть мнение, что сегодня вообще все люди являются такими — заново рожденными, много надо исправить к концу истории, ускорив ее ход.
А что касается вопроса, что нужно делать, чтобы, Б-же упаси, не родиться еще когда-либо в России, тут у меня есть простая идея. Если грешить больше и как следует, есть шанс в следующий раз родиться, например, в Афганистане. Где теперь пришли к власти святые талибы и, возможно, поведут страну к светлому шариатскому будущему. А то Россия уже ни к какому подобного рода светлому будущему, похоже, не стремится. Вот и возможность получения иной доли в этом плане. Ведь если и родиться снова, то — в том самом будущем, и вот, может быть, оно окажется светлым.
Или можно родиться, например, в Сирии или Судане, Эфиопии или Сомали или еще в одной из тех стран, где идет гражданская война, со всеми вытекающими — массовыми убийствами, голодом и т. д. Вам ведь главное — не в России, ну вот, пожалуйста.
Или, скажем, в Индии, в трущобах Калькутты, или в Бразилии, в фавелах Рио. Ведь любой российский город, как заметил Остап, совсем не Рио-де-Жанейро, а так будет тот самый Рио!
А, может быть, в одной из других латиноамериканских стран, откуда идет постоянный поток мигрантов в США из-за вездесущей бедности и насилия? Главное ведь — не Россия, да и климат там потеплее.
Но Вы, наверное, имеете в виду не где-нибудь, а в тех же США или одной из других развитых стран Запада — которых гораздо меньше, чем стран Юга и Востока, а население их составляет еще меньшую долю. То есть, как родиться не просто не в России, а именно в той небольшой по проценту части человечества? Что ж, это понятное желание, но думаю, что тут следует быть осторожным в желаниях: выяснить, на самом ли деле люди там счастливее — не полнее ли полки магазинов, а радостнее ли сердца, ниже ли процент самоубийств и т. д. Это не всегда одно и то же.
Нет, я вовсе не подразумеваю, что Россия на самом деле лучше всех. Она не лучше и не хуже всех. Она — одна из длинного списка стран, у каждой из которых есть свои достоинства и недостатки. В чем-то Россия лучше других, в чем-то хуже. А если кому-то кажется, что любое место на земле лучше, чем его страна, то это, скорее всего, пример классического заблуждения под названием «там лучше, где нас нет».
Конечно, существует много примеров эмиграции в поисках лучшей доли, и краеугольный камень нашей религии — Исход из Египта, если призадуматься, — пример именно такой эмиграции. Там может быть лучше, где нас нет. Но отнюдь не всегда бывает. И в статистике эмиграции есть разные истории: кому-то действительно стало лучше на новом месте, а кому-то нет, кто-то поменял одни проблемы на другие, кто-то вообще предпочел потом вернуться.
Ведь в истории Исхода Сам Б-г велел Моше вывести евреев из Египта. В наше время откровенного пророчества и чудес нет, но может возникнуть ситуация, когда очевидно, что «сам Б-г велел». А может и не возникнуть, и тут надо осторожно всё взвешивать, прежде чем решим, действительно ли другое место лучше нашего нынешнего.
И если говорить о том, «за что Б-г наказывает души, которые рождаются в России», то простите, может быть, я тут заинтересованное лицо, т. к. родился в той самой России, но лично мне не кажется, что Б-г меня тем самым за что-то наказал. И многих других знакомых мне людей тоже. Не могу жаловаться на то, как сложилась судьба; и в том, что началась моя жизнь в России, лично я нахожу уж точно не только минусы, но и плюсы.
Да и вообще, если судить о месте рождения человека с точки зрения наказания за грехи прошлой жизни, что будем делать с миллионами, а то и миллиардами людей, родившимися в упомянутых странах, где отнюдь не рай? Или даже с большой долей жителей развитых стран, родившихся в семьях, принадлежащих к бедным слоям населения?
Нет, похоже, не одно поведение в прошлой жизни определяет, где человек родится. Да и, скорее, речь идет вовсе не о наказании за грехи, а о завершении того, что недоделано в предыдущей жизни, и исправлении того, что было сделано неправильно. И как именно совершается это исправление — тоже нам не всегда можно понять. Поэтому лучше вообще не связывать место рождения человека с этими факторами. И относиться к этому больше как к данному Б-гом инструменту и вызову.
А именно: везде есть достоинства и недостатки. И в людях, которых порождает каждая земля, тоже. И задача человека, родившегося в конкретной стране, — развивать в себе соответствующие достоинства и контролировать, а по возможности и искоренять недостатки.
И достоинства страны — те блага, которые она предлагает, — использовать для совершенствования себя и мира, для служения с их помощью Б-гу. А недостатки страны по возможности исправлять или хотя бы стараться, чтобы не затронули нас негативным образом. Например, если есть в стране алкоголизм или, как сегодня, слишком много случаев стрельбы психопатов по мирным гражданам (чемпион в этом деле Америка, но Россия, к сожалению, начинает догонять), то, в силу возможностей, бороться с этими явлениями. И, по крайней мере, самим держаться подальше от алкоголя и соответствующих компаний, и психопатов, и отчуждения от общества, гнева и озлобления на него.
Такой вот подход хорошо стараться выработать в отношении страны, в которую поместил нас Б-г. Признавая, что Он не случайно это сделал, но и необязательно — в качестве наказания. И в целом стоит стараться выполнять как можно больше заповедей и избегать грехов. И тогда — не знаю, как с реинкарнацией, — но в целом наши шансы на более благоприятную и эффективную жизнь увеличатся.
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Берл Набутовский
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Куклин
Насколько буквально, и что они под этим понимают?
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?