Темы: Иштадлут, Запреты, Чудеса, Заповеди, Упование, Молитва, Чувства и разум, Имя Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныС добрым! Моя дочь работает в мусахе (авторемонтной мастерской). Один религиозный клиент, отдав машину на осмотр и прохождение теста, предложил дочери помолиться за то, чтобы тест прошёл удачно.
Вопрос: где границы того, за чем можно обращаться к Б-гу, чтобы не нарушить третью из асерет а-диброт (Десяти Заповедей), призывая Его Имя всуе? Видел, как молятся о том, чтобы забить гол, выиграть в лото и проч.
Шалом!
Думаю, что религиозный клиент Вашей дочери предложил это в шутку.
Но, если серьезно, автор книги «Ховот а-левавот» (Шаар аводат а-Шем 6) пишет о том, что существует распространенная ошибка: человек не замечает бесчисленных милостей, которые он постоянно получает от Всевышнего, и полагает, что без своего особого старания он не получит то, что ему положено. Если бы он только смог «снять пелену глупости со своих глаз», то сразу увидел бы, что Творец гораздо лучше него знает, что для него хорошо, а что плохо, и уже давно позаботился о том, чтобы дать ему всё необходимое и в материальном, и в духовном плане.
Так или иначе, согласно букве закона, произнесение имени Всевышнего в молитве не называется «произнесением всуе», то есть не является напрасным. Хотя и существуют богобоязненные люди, которые остерегаются лишний раз произнести имя Б-га даже в своей личной молитве и делают это только в тех молитвах, которые составили для нас наши учителя. Впрочем, в личной молитве всегда можно употребить не Имя, а замещающее слово, такое, как «Всевышний», «Творец» или «а-Шем».
И, может быть, это даже хорошо, когда человек просит Б-га обо всем, что ему кажется важным. Так он каждый раз декларирует, что всё в его жизни зависит от Творца.
Исключением является так называемая «напрасная молитва». Например, если жена молящегося беременна и он просит, чтобы родился мальчик, на таком сроке, когда пол ребенка уже определился (см. Шульхан Арух, Орах Хаим 230:1).
Нехорошо так же «диктовать» Всевышнему, что Ему делать, поскольку человек часто не понимает, что для него хорошо, а что нет. Формулировка должна быть более мягкой: «Мне бы хотелось, чтобы Ты мне помог в следующем…», «если Ты считаешь, что для меня так будет лучше…» и так далее.
Нужно также стараться, чтобы просьба была искренней, как сказано (Тэилим 145:18): «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем, которые призывают Его в истине».
С уважением, Арье Гальчук
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Реувен Куклин
Почему читаем не так, как написано?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Натан Агрес
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Зеев Гершензон
Как научиться контролировать свои эмоции без ущерба себе и окружающим?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?